Укрепление дисциплины и
повышение ответственности учащихся
Известно,
что сознательная дисциплина и высокая ответственность в классе являются
результатом всей системы воспитания. Они складываются и укрепляются постепенно,
в процессе воспитательной работы и осуществления единых требований всех
учителей и органов детского коллектива. Вполне понятна большая роль классного
руководителя в воспитании дисциплинированности.
На своих
уроках и во внеурочное время он использует различные формы и методы воспитания
дисциплины у учащихся. С первых дней учебных занятий он стремится установить
твердый режим и четкий внутренний распорядок в классе, заботится о внешнем его
оформлении, о чистоте и порядке. Эту работу он проводит в тесном содружестве с
учителями класса, с ученическим коллективом и с родителями школьников.
Некоторые
учителя полагают, что налаживание дисциплины в классе будто бы дело одного
классного руководителя. Имеются и классные руководители, которые склонны всю
ответственность за дисциплину учащихся в классе возложить на учителей. Такой
подход к воспитанию дисциплины в классе ошибочен. Лишь совместными усилиями
всего педагогического коллектива и ученического самоуправления можно
обеспечить повышение дисциплины в классе.
С
первых дней учебных занятий необходимо установить в классе твердый режим и
четкий внутренний распорядок, разъяснять учащимся правила поведения и приучать
к их выполнению. Известно, что на уроках классных руководителей порядка больше,
чем на всех остальных. Учащиеся стараются сидеть на них тихо и не нарушать
дисциплину. Объясняется это рядом причин. Во-первых, оценку по дисциплине в
конце учебной четверти выставляет классный руководитель. Во-вторых, он чаще,
чем другие учителя, встречается с родителями школьников. И, в-третьих, классный
руководитель пишет характеристики на всех учащихся выпускного класса. Задача
заключается в том, чтобы у каждого ученика выработать и закрепить навыки дисциплинированного
поведения на уроках всех учителей класса.
Дисциплина
- это и цель, и необходимое средство успешного воспитания и обучения, и
результат всего учебно-воспитательного процесса. Без дисциплины и чувства
ответственности нельзя воспитать правильное отношение к учению, приучить к
соблюдению порядка на уроке, при выполнении домашних заданий. Вот почему
борьба за укрепление дисциплины и повышение чувства ответственности в школе - это
борьба за создание нормальных условий для учебно-воспитательной работы.
Воспитание
сознательной дисциплины - важнейшая задача школы. Дисциплинированное поведение
- одно из важнейших моральных качеств человека. Кем бы ни стали в будущем
учащиеся, куда бы ни привел их жизненный путь, всюду им придется встретиться с
требованиями дисциплины и ответственности. Все это необходимо на производстве
и в армии, в любом учреждении и в учебном заведении. Высокая
дисциплинированность характеризует внутреннюю культуру человека, его моральный
облик. Она тесно связана с такими нравственными качествами, как чувство долга
и ответственности, исполнительность, точность и др.
Дисциплинированное
поведение школьника - это не слепое послушание, не простое повиновение, а
сознательное и активное стремление к выполнению своих обязанностей. Н. К. Крупская
указывала, что дисциплина в школе должна
носить активный характер и содействовать развитию у учащихся коллективизма, «дисциплину,
- говорила она, - мы понимаем не в том смысле, что ребята должны только сидеть
и не шелохнуться. Мы должны понимать ее в том смысле, что ребята должны уметь
как-то коллективно работать, не мешая друг другу, а помогая друг другу в
работе». Следовательно, в школе должна преобладать не «дисциплина торможения»,
а «дисциплина действия». Она выступает как необходимое условие активной борьбы
школьных коллективов за общее дело, прежде всего за высокое качество учебной
работы.
Не следует
смешивать понятия «дисциплина» и «дисциплинированность». Дисциплина - это
конкретное выражение общественных отношений, средство, при помощи которого
достигается единство действий внутри какой-либо общности людей. Дисциплинированность
- это определенная черта личности, нравственное качество, которое предполагает
сознательное выполнение человеком установленных обществом правил, норм поведения.
Школьная
дисциплина требует от учащихся сознательного выполнения установленных норм и
правил поведения. Эти нормы и правила касаются особенно отношения к учебным
обязанностям, к учителям, родителям, товарищам, другим людям, а также отношения
учащихся к их общественным обязанностям - в общем, они охватывают все стороны
жизни и деятельности ученика (требуют аккуратного посещения учебных занятий,
добросовестного выполнения домашних заданий, соблюдения порядка на уроках,
четкого выполнения всех учебных поручений). Школьная дисциплина
предусматривает также добросовестное выполнение учеником поручений
ученических, пионерских и комсомольских организаций. Она предполагает умение и
стремление сочетать личные интересы школьника с интересами ученического коллектива.
Формы и методы воспитания дисциплинированности
у учащихся
В
воспитательной работе применяются различные формы и методы дисциплинирования
учащихся и укрепления порядка и дисциплины в классе. Наиболее
распространенными из них являются: разъяснение норм и правил поведения,
приучение учащихся к дисциплинированному поведению путем правильной организации
их жизни и деятельности, соблюдение «Правил для учащихся». Вместе с тем в
воспитании дисциплинированности у учащихся применяются различные меры
поощрения, а в необходимых случаях и наказания. Эти методы применяются не
изолированно один от другого, а в тесной связи и с учетом конкретных условий
организации воспитательной работы.
Успех
воспитания в классе решают не отдельные формы и средства воздействия, а вся
система многообразных форм и методов дисциплинирования учащихся. А. С.
Макаренко, раскрывая основные пути воспитания сознательной дисциплины в школе,
говорил: «Дисциплина является продуктом всей суммы воспитательного
воздействия, включая сюда и образовательный процесс, и процесс политического
образования, и процесс организации характера, и процесс столкновения,
конфликтов, и разрешение конфликтов в коллективе, в процессе дружбы, и
доверия, и всего решительно воспитательного процесса...».
Выбор форм и
методов воспитательного воздействия зависит не только от состояния дисциплины в
классе, но и от возраста учащихся, от состояния ученического коллектива, от
авторитета классного руководителя и других условий. Например, в дружном и сплоченном
коллективе следует широко использовать силу общественного мнения. С этой целью
можно обсудить поведение недисциплинированных учеников.
Опыт школ
показывает, что дисциплинированность воспитывается главным образом в трудовой
деятельности, в коллективном труде. Однако невозможно воспитать сознательную
дисциплину у учащихся одним методом. Как ни велика роль труда в формировании у
учащихся устойчивых навыков и привычек дисциплинированного поведения, все же
следует применять и другие методы дисциплинирования учащихся (разъяснения,
поощрения, наказания и др.).
Повышение требований к
школьникам
Требования создают основу для формирования
у учащихся дисциплинированности. Уже от младших школьников требуется соблюдение
режима, элементарных правил культуры поведения, ответственное отношение к
учебным обязанностям. В среднем и старшем возрасте требования к поведению
школьников значительно повышаются. Особое значение приобретают развитие у них
инициативы и самостоятельности в учении и в труде, приучение к самоконтролю и
самооценке.
Требования
направлены прежде всего на организацию и стимулирование положительной
деятельности школьников. При помощи требований можно управлять деятельностью
детей. Иногда требования содействуют торможению или прекращению отрицательной
деятельности детей, предупреждению нежелательных поступков. Хорошо, когда
требования носят инструктивный характер - помогают школьникам найти правильную линию
поведения.
Требования могут быть выражены в форме просьбы,
совета, одобрения, осуждения, намека, предупреждения, доверия, а также в
прямой, категорической форме. Просьба - одна из распространенных форм
предъявления требований. В ней находит выражение доверие к учащимся, и поэтому
она охотно воспринимается и выполняется. Требование, выраженное в форме совета,
заставляет учащихся поверить в свои силы, проявить инициативу и
самостоятельность в организации своего поведения. Одобрение стимулирует
полезные дела и способствует возникновению у детей чувства удовлетворения от
проделанной работы. Осуждение близко к наказанию, оно направлено на торможение
нежелательных действий. Следовательно, каждая форма требования выполняет
определенные воспитательные функции, оказывает соответствующее педагогическое
влияние.
В воспитании
сознательной дисциплины важное значение имеет техника предъявления требований к
учащимся. Умение владеть голосом, мимикой, жестами, умение держать себя - все
это очень важно. В зависимости от конкретных условий, от особенностей ученика
и от характера его поступка классный руководитель может предъявить требования
или повышенным, твердым голосом, или мягким, спокойным.
Большое
значение для осуществления требований имеет психологический настрой классного
руководителя, собранность, уверенность в себе, готовность к активному и
решительному действию, спокойствие в трудных ситуациях. Все это ученики высоко
ценят у своих воспитателей и их требование выполняют более охотно. Если же
классный руководитель и учителя проявляют крикливость и раздражительность,
нарушают педагогический такт, они не достигнут цели: их требования будут
выполняться неохотно или совсем не будут выполняться.
Разъяснение учащимся норм и правил дисциплинированного
поведения
Дисциплина
в школе строится не на принуждении и подавлении личности ребенка, а на
убеждении в необходимости соблюдения установленных норм и правил поведения.
Конечно, по отношению к нарушителям дисциплины применяются и меры принуждения.
Но делается это в том случае, если меры убеждения недостаточны для этой цели.
Тематика
бесед классного руководителя о нормах и правилах дисциплинированного поведения
весьма разнообразна. Она зависит от возраста учащихся, от уровня их
воспитанности, от состояния дисциплины в классе.
Опытные
классные руководители при проведении бесед о дисциплине меньше говорят о том,
чего нельзя делать, а рассказывают о том, что, зачем и как нужно делать, как
нужно поступать в том или ином случае. Часто в таких беседах используют литературные
примеры.
В процессе разъяснения норм и правил поведения важно
развивать у учащихся идейные, положительные мотивы дисциплинированности. У
учащихся среднего и особенно старшего возраста эти мотивы связаны с проявлением
отношения к дисциплине как средству совершенствования своей личности. Такое
отношение побуждает школьников к исполнительности, точности, организованности,
сознательности. Положительные мотивы как нравственная побудительная сила к
действию оказывают решающее влияние на их поведение. Отсутствие таких мотивов
может привести к антиобщественному, аморальному поведению.
При разъяснении норм и правил не следует каждое
требование дисциплины долго и многословно обосновывать. Многие из них
выполняются учащимися в силу подражания старшим и признания авторитета тех,
кто предъявляет эти требования. Важно, чтобы нормы и правила вошли в привычку,
стали внутренней потребностью школьников.
Разъяснительная
работа не должна носить характер нудных нотаций и морализирования. Надо не
только разъяснять, но повседневно приучать школьников к выполнению этих норм и
правил поведения. К сожалению, еще можно встретить немало учащихся, которые
хорошо знают «Правила для учащихся», но часто их нарушают. Например, ученики
знают, что нельзя подсказывать и списывать, но продолжают это делать. Задача
классного руководителя - привлечь актив класса на борьбу с этими недостатками.
Можно, например, поручить членам актива класса предварительно проверить, все
ли ученики выполнили домашние задания, у всех ли имеются дневники.
Приучение к
дисциплинированному поведению
Важнейший признак
дисциплинированного человека - это наличие у него прочных навыков и привычек
организованного поведения. Они вырабатываются в процессе обучения и
разнообразной общественно полезной деятельности. Учащихся приучают к соблюдению
норм и правил поведения на уроке, во время работы на пришкольных
участках и в школьных мастерских, на улице, дома и в
общественных местах.
В приучении к дисциплинированному поведению особенно
велико значение учебного труда - основного вида деятельности учащихся. В
процессе обучения учащиеся не только осознают важность и необходимость
дисциплины, но и приобретают навыки и привычки дисциплинированного поведения.
Они приучаются тихо сидеть в классе, внимательно слушать учителей, не мешать
товарищам, добросовестно выполнять домашние задания, организованно работать в
школьных мастерских, на пришкольных участках. Достигается это не сразу и не
само собой. Учителям и особенно классному руководителю надо приложить много сил
и труда, чтобы приучить школьников к организованности и порядку.
Очень важно
при этом обеспечить единство требований со стороны всех учителей класса.
Постоянное
упражнение и показ того, как следует выполнять правила поведения, способствуют
выработке устойчивых навыков и привычек поведения. Особенно много сил и энергии
приходится затрачивать на это в начале учебного года. За летние каникулы многие
правила ими забываются, а некоторые навыки организованного поведения
утрачиваются. Кроме того, в класс нередко приходят новые ученики из других
школ. Они требуют к себе особого внимания и дополнительной работы с ними.
Особенно
серьезное влияние на повышение дисциплины в классе оказывают правильная
организация процесса обучения, занятость и активность учащихся на уроке,
познавательный интерес, увлеченность учебной работой. Некоторые учителя
жалуются на плохую дисциплину учащихся во время урока, ставят об этом вопрос
перед руководством школы или перед классным руководителем. А между тем главная
причина недисциплинированности - это плохая организация занятий. Если урок организован
плохо, проводится недостаточно продуманно, установить на нем дисциплину трудно
или почти невозможно. Ученики на таком уроке ищут выхода для своей энергии в
шалостях, так как их силы не заняты полезным делом. К. Д. Ушинский требовал,
чтобы учитель ни на одну минуту не оставлял детей без дела, отмечал, что при
этом условии «классная дисциплина в наших руках».
Урок
- важное средство дисциплинирования учащихся. Причины плохой дисциплины
учащихся на уроке следует искать в учителе, в качестве его учебной работы. «Кто
хорошо обучает, хорошо и дисциплинирует», - утверждал выдающийся немецкий
педагог-демократ А. Дистервег.
Классный
руководитель зачастую организует не только учебную и трудовую деятельность
учащихся, но и коллективные прогулки, экскурсии и другие виды внеклассной
работы. Обычно вне школы ученики ведут себя свободно, непринужденно. Здесь, так
же как и в школе, нужно целенаправленно создавать условия для накопления
школьниками опыта дисциплинированного поведения, для соблюдения требований дисциплины
в различных жизненных ситуациях.
В старших классах необходимо привлекать учащихся к
общественно полезному труду вне школы (благоустройство села или города,
участие в сельскохозяйственных работах в колхозе или совхозе, сбор удобрений,
заготовка веточного корма для животноводческой фермы и т. п.). В процессе
такого труда старшеклассники ближе знакомятся с работой взрослых и лучше уясняют
значение дисциплины в жизни общества. Вместе с тем у них закрепляются навыки и
привычки дисциплинированного поведения. Происходит это не стихийно. Классный
руководитель старается не оставлять без внимания факты нарушения дисциплины
отдельными школьниками и разъясняет им, что нарушение распоряжений бригадиров
и звеньевых приводит к отрицательным последствиям. Замечания и советы,
подкрепленные конкретными примерами, оставляют глубокий след в сознании
школьников, приучают их к организованности и дисциплинированности.
Навыки
дисциплинированного поведения вырабатываются у учащихся также в процессе
выполнения ими общественных поручений.
Соблюдение
режима есть важное средство приучения учащихся к дисциплинированному
поведению. Правильное чередование труда и отдыха школьников повышает
эффективность их учебных занятий, дисциплинирует их, приучает к аккуратности и
честности, к выполнению порученной работы в установленные сроки.
Режим,
установленный в соответствии с требованиями гигиены и педагогики, регулирует
поведение школьников, приучает их к дисциплинированности, к разумной
организации труда и отдыха, к порядку и аккуратности. «Весь режим школы, - говорила
Н. К. Крупская, - вся ее налаженность необычайно влияют на дисциплину». А. С.
Макаренко также рассматривал режим как важнейшее средство дисциплинирования.
Дисциплинированию
учащихся помогает также внешнее оформление класса, чистота и порядок в
классном помещении.
Поощрение учащихся
Поощрение
отдельного ученика, а иногда и всего класса за хорошее, примерное поведение
укрепляет у учащихся веру в свои силы, вызывает у них желание и в дальнейшем
вести себя лучше, проявить себя с хорошей стороны.
Особенно важно поощрять учащихся за умение находить и
выполнять дела, нужные коллективу.
Не всегда и не все нужно поощрять. То, что вошло в
жизнь и быт, превратилось в привычку, стало традицией, не требует поощрения. Нет
надобности поощрять ученика среднего и особенно старшего возраста за то, что он
уступил место старшему, помог малышам, навел порядок на своем рабочем месте и
т. п. Не следует поощрять и случайные успехи ученика, для достижения которых
он почти не затратил особых усилий. Поощрять надо лишь за действительные, а не
мнимые заслуги. Поощряя ученика, полезно указать ему, что он может при желании
добиться больших успехов и в результате заслужить более высокую награду.
Поощрения
следует применять с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Некоторые
ученики очень чутко реагируют на оказанное им доверие и стараются своим
поведением оправдать это доверие. Другие не особенно ценят доверие
воспитателя. Встречаются и такие школьники, которые стараются хорошо вести
себя ради поощрения. Они стремятся выделиться в классе, стать над своими
товарищами. Таких учеников следует поощрять как можно реже и за серьезные
достижения. Иначе у них может появиться зазнайство, высокомерие и честолюбие.
Иногда
в классе можно встретить учеников, у которых трудно обнаружить качества,
заслуживающие поощрения. И все же опытный классный руководитель старается найти
подходящий случай, чтобы одобрить, похвалить и этих школьников. Он дает им
посильные и ответственные задания, помогает хорошо их выполнить и потом
одобрительно отзывается об успехах учеников в присутствии их товарищей.
Вместе
с тем не следует слишком увлекаться поощрениями. При частом повторении они
перестают служить стимулом дисциплинирования. Учащиеся привыкают к ним и не
ценят их.
Важно,
чтобы из поощрения извлекали уроки не только те, кого оно коснулось, но и весь
класс. Поэтому следует информировать о поощрениях весь коллектив. Вместе с тем
надо разъяснять, за что и почему тот или иной ученик получил поощрение, что надо
сделать, чтобы закрепить его достижения.
Применение наказаний
В процессе воспитания дисциплинированности
приходится прибегать и к наказаниям. Не следует оставлять без внимания факты
нарушения дисциплины отдельными учащимися. Нарушителей дисциплины и порядка в
школе, на улице, в общественных местах надо наказывать, взыскивать с них.
Разумеется,
не следует увлекаться наказаниями. Но в то же время нельзя снисходительно,
примиренчески относиться к серьезным недостаткам в поведении учащихся и
допускать безнаказанность. А. С. Макаренко правильно указывал: «Разумная
система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает
оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство
ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение
сопротивляться соблазнам и преодолевать их».
Надо стремиться к тому, чтобы наказание не унижало личность
школьника, не оскорбляло его человеческое достоинство. Наказание не достигает
цели, если налагается в состоянии раздражения. Сознательную дисциплину
невозможно установить путем грубых окриков. Порицание или выговор ученику нужно
делать коротко, ясно, твердо и требовательно, но без запальчивости и
раздражения.
Наказания не должны быть слишком частыми. Если ими
злоупотреблять, учащиеся привыкают к ним и перестают на них реагировать. Но в
то же время нельзя снисходительно относиться к серьезным недостаткам в
поведении учащихся и допускать безнаказанность.
Классный
руководитель может сделать многое, чтобы обеспечить разумное применение мер
наказания и предупредить возможные ошибки со стороны отдельных учителей. Зная
лучше других учителей своих учащихся, он поможет найти более эффективные меры
наказания по отношению к каждому ученику с учетом меры его вины и
индивидуальных особенностей.
В процессе воспитания дисциплинированности
целесообразно широко привлекать общественное мнение ученического коллектива
для осуждения недостойных поступков школьников. Нужно стремиться, чтобы
ученики, нарушившие дисциплину, поняли и прочувствовали свой долг и обязанность
перед товарищами. Вместе с тем следует добиваться, чтобы общественное мнение ученического
коллектива при этом служило опорой классному руководителю.