Хроническая усталость учителей. Как обнаружить и предотвратить?
Специфика работы всегда держит педагога в эмоциональном напряжении. Это постоянная включенность в педагогический процесс, общение с детьми, ответственность перед родителями и администрацией все эти действия, в конце концов, приводят к появлению хронической усталости.
Под хронической усталостью понимают неспособность к физическому и эмоциональному отдыху. Постоянная напряженность и стрессовое состояние, боязнь не успеть или неправильно что-то сделать приводят педагога к профессиональному выгоранию, а это, как правило, является практически необратимым процессом. Синдром хронической усталости и педагогическое выгорание - это два параллельно идущих процесса, и, как правило, провести между ними красную линию нельзя.
Причины возникновения синдрома хронической усталости.
- Чрезмерные требования, предъявляемые к работе учителя. А именно куча ненужных бумаг, объем просто нереальный и растущий из года в год, постоянный психологический напор и контроль со стороны администрации и родителей, неуважение культа учителя, который обсуждается повсюду.
- Несоответствие заработной платы с выполняемым трудом. Отсутствие всевозможных поощрений и возможностей дополнительно подработать приводит к апатии и депрессивному состоянию, когда опускаются руки и ничего не хочется.
- В большинстве случаев непризнание профессионального мастерства. В определенных педагогических кругах уже имеется костяк учителей, а молодому учителю очень трудно в него влиться, так как его считают менее опытным. Получается так, чтобы тебя узнали, как профессионала нужно сначала состариться.
- Негативное отношение к учителям со стороны родителей и детей.
Все эти причины приводят к профессиональному выгоранию, к которому постепенно привыкаешь путем смирения с возникшей ситуацией. Этот синдром является заразительным. При постоянном общении с коллективом постепенно заражаешь его возникшим негативом, пессимизмом и цинизмом. И в последующем получаешь негативно настроенных на работу коллег.
Основные симптомы хронической усталости.
- Постоянная усталость, которая продолжается до полугода и не проходит даже после длительного отдыха.
- Отсутствие каких-либо других заболеваний.
- Может существовать небольшая лихорадка, сопровождающаяся ознобом и незначительным повышением температуры.
- Наблюдается воспалительный процесс в области носоглотки, лимфоузлов (шейных или подмышечных).
- Общая слабость.
- Боль в мышцах.
- Длительная невосстанавливающаяся усталость после традиционных физических нагрузок.
- Головная боль.
- Появляющаяся и исчезающая боль в суставах.
- Расстройства функционирования высшей нервной деятельности. А именно рассеянность, ухудшение памяти, раздражительность, потеря во времени.
- Нарушение сна.
Если вы у себя обнаружили более шести признаков из списка, можно с точной вероятностью сказать о наличии синдрома хронической усталости.
Лечение хронической усталости.
Прежде чем начать лечение хронической усталости, необходимо произвести комплексную диагностику организма. Это нужно сделать, чтобы исключить наличие каких-либо заболеваний.
Если не хочется обращаться к врачу. На самых ранних стадиях можно заняться самолечением.
- Прежде всего, нужно начать с увеличения часов, требуемых для сна. В выходные дни не стоит себя нагружать работой. Спите до тех пор, пока организм об этом сам не сообщит.
- Следующий момент, избавьте себя от домашних дел по вечерам, замените их прогулками.
- Перед сном обязательно нужно проветрить комнату.
- Необходимо исключить избыточное потребление кофе или энергетических напитков.
- Начните заниматься спортом или йогой.
-Проводите выходные, на свежем воздухе устраивая совместные мероприятия с друзьями.
Включите в рацион употребление витаминных комплексов.
Своевременная профилактика может избавить от появления синдрома хронической усталости.
Основные способы профилактики усталости.
- Со стороны администрации должны быть приняты меры по повышению мотивации работника, обеспечению карьерного роста, четкая система распределения обязанностей и продуманные должностные обязанности. Большое внимание следует уделить организации рабочего места сотрудника, обеспечить всей необходимой методической литературой, информационно-коммуникационными средствами. По возможности создать комнату для отдыха сотрудников.
- В любом коллективе должен присутствовать благоприятный психологический климат. Основной причиной психологического дискомфорта учителей – это низкая материальная способность, которая могла бы помочь снять в домашних условиях депрессивное состояние и усталость. Для решения этой проблемы раз в неделю в коллективе стоит организовать всевозможные тренинги. Так же должен быть ослаблен контроль со стороны администрации и предоставлена полная самостоятельность.
- Должна, постоянно действовать работа по совершенствованию индивидуальных особенностей педагога.
- Развитие креативности, которое позволит быстро и безболезненно приспосабливаться к изменяющимся условиям в сфере труда, позволяя отступить от сложившихся стереотипов.
- Развитие умений по устранению и разрешению конфликтных ситуаций. Данную способность можно развивать с помощью тренингов по развитию уверенности в себе, личностного раскрытия, карьерного роста, повышения самооценки.
-
В результате саморегуляции возникают три основных эффекта:
- эффект успокоения характеризуется полным эмоциональным спокойствием. Человек, который достиг этого эффекта с виду выглядит очень спокойным и ничем не удрученным;
- эффект восстановления характеризуется восстановлением и мобилизацией всех внутренних сил организма. Освоив данную методику, каждый педагог может восстановиться за считанные минуты;
- эффект активизации характеризуется всплеском психофизиологических свойств. Это наиболее актуально, когда нужно быстро сменить эмоциональное состояние.
Знание основных признаков и причин появления хронической усталости позволит каждому учителю избежать процесса профессионального выгорания.
Стоит помнить всегда о том, что любая профилактика заболевания, это лучше чем лечение самой болезни. Поэтому она должна носить комплексный характер, который предусматривает коррекцию психологического, эмоционального и физиологического процессов.
|