Любому обществу нужны одаренные
люди, и задача общества состоит в том, чтобы
рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому
сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности.
Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача
семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и
развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были
реализованы.
Жажда
открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной
школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на
уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы
в различных областях знаний. Поэтому
так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями
науки и техники, помочь претворить в
жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно
раскрыть свои способности.
Что же
понимается под термином «одаренность»?
В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В
психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается
в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов
деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками
одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.
В мировой психолого-педагогической науке существуют
различные концептуальные модели одаренности. Одной из наиболее популярных
теоретических моделей одаренности является концепция, разработанная
американским исследователем Дж. Рензулли. Он считает, что одаренность есть
сочетание трех основных характеристик:
·
интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
·
креативности;
·
настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).
Кроме того, он выделял знания (эрудицию) и благоприятную
окружающую среду. Фактически, он предлагает относить к категории одаренных тех
детей, которые проявили высокие показатели хотя бы по одной из этих
характеристик. В своих работах автор заменяет термин "одаренность” на
"потенциал”.
Для педагогов концепция Дж. Рензулли представляет собой
универсальную схему, применимую для разработки системы воспитания и обучения не
только одаренных детей, но и всех остальных, что отвечает задаче массовой
школы. Действительно, детей, обладающих потенциальными возможностями, в школе
достаточно. Если не разглядеть его, не развить, этот дар природы так и
останется не востребованным.
Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения.
Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но
одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным
кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала.
Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют
особого подхода, особой системы обучения.
Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра
Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это
пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении
многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и
воспитанием одаренных детей. Постоянная и кропотливая работа не только с
учащимися, но и над собой приносит свои плоды, мои учащиеся являются победителями
районных, областных, региональных олимпиад, конкурсов, успешно поступают и
учатся в ВУЗах нашей и соседней областей.
Как я достигаю таких результатов?
Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
·
выявление одаренных детей;
·
развитие творческих способностей на уроках;
·
развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы,
исследовательская работа);
·
создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они
имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто
задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.
Кроме того, диагностику одаренности я провожу, используя классические тесты
Айзенка, Беннета, Амтхауэра.
Определив таких ребят, школа должна научить их думать,
предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в
этом деле является интерес учащихся к предмету.
В целях поддержки интереса к предмету и развития природных
задатков учащихся я использую творческие задания, занимательные опыты,
материалы и задачи.
Для многих тем курса химии мною разработаны системы задач
для домашней работы учащихся, включающие в себя качественные, расчетные,
экспериментальные с нарастанием уровня сложности.
На всех этапах урока я стараюсь использовать дифференциацию: для
способных детей я предлагаю более сложные задачи: комбинированные, с
недостающими или лишними данными.
На уроках химии я стараюсь показать учащимся, что знание
химии необходимо всем людям, в любой работе, специализации. Для этого я
использую беседы, конкретные примеры, эксперименты, качественные задачи.
Систематически я провожу уроки с практической
направленностью. Основная задача этих
уроков: нацелить учащихся на большую и интересную работу, которая поможет им
подготовить себя к выбору профессии, к выходу в большую жизнь.
Провожу интегрированные уроки: химия и биология. Как
использовать время, которое есть у одаренного ребенка, в силу того,
что они не нуждаются в бесконечных повторениях очевидного? Есть
несколько путей: 1) ускорение обучения, т. е. курс за меньшее
время, 2) обогащение обучения. В практике свой работы использую «горизонтальное»
и «вертикальное» обогащение. «Горизонтальное» означает расширение
изучаемой области, а «вертикальное» - более быстрое продвижение
к высшим познавательным уровням в области предмета (его иногда
называют ускорением).
Невозможно привить интерес к дисциплине ребятам, если сам
учитель своим предметом не увлечен. Поэтому я постоянно учусь, совершенствую
свои знания через курсы повышения квалификации, методические объединения школы
и района, областные научно-практические конференции.
Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей
во внеурочную работу по химии.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике
моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и
одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности,
подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных
областях, научной и практической деятельности.
Работу по подготовке к олимпиадам школьного и районного
уровней я провожу в течение всего учебного года. С талантливыми детьми я
занимаюсь после уроков: решаем нестандартные задачи, создаем исследовательские
работы, проекты.
Учащиеся старших классов участвуют в исследовательской
работе.
|