Исследовательская деятельность обучающихся - деятельность учащихся, связанная
с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее
неизвестным решение и предполагающая наличие основных этапов, характерных
для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых
в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной
проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими,
сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий,
собственные выводы.
Для
целенаправленного экологического воспитания, углубления экологических знаний и
знаний по предмету, выработки практических навыков проведения обследования
определенных территорий родного края, в нашей школе проводится исследовательская работа по
различным темам.
Проведение
исследовательских работ в учебное время может стать проблемой. Дело в том, что
часто тема исследовательской работы и необходимое время на ее выполнение не
укладываются в тематическое планирование.
Исследовательская работа делится на две части:
теоретическую и практическую. К теоретической относятся: знакомство с вопросом,
уяснение целей и задач данной работы, сбор информации путем подбора литературы
и опроса местных жителей по интересующей теме.
Теоретическая
часть обычно выполняется в осенне-зимний период. При этом у ребят формируются
навыки работы с литературой, они знакомятся с имеющейся информацией по
изучаемому вопросу. Если в работе участвует несколько человек, тема разбивается
на несколько разделов. Каждый участник выполняет задание по своему разделу. Затем
он делает сообщение, которое обсуждается в группе и намечается, что необходимо сделать
по данному вопросу.
В
весенне-летнее время проводятся исследования на местности во время
экскурсий, походов, экспедиций. По окончании работы результаты
обрабатываются и заносятся в компьютер. Так, например, с учениками 9
класса была проведена исследовательская работа по теме: «Какую воду мы пьем?» Была собрана литература по этому вопросу,
опрошены жители села, а затем проведены исследования.
Результаты
работы оформлены в виде буклета, реферата, презентации.
С результатами проведенных работ дети выступают на учебных конференциях.