Подготовка к ЕГЭ по химии и биологии
Вопрос: как готовиться к ЕГЭ? Можно ли сделать это, пользуясь только тестами, или необходимы еще и другие формы подготовки? Прохождение тестов — полезная часть подготовки к экзамену. В Интернете множество сайтов предлагает свои услуги, иногда даже бесплатно. Портал ege.edu.ru, сайты ФИПИ, МИОО, СтадГрад (fipi.ru, mioo.ru, gp-mioo-otvety.ucoz.ru, statgrad. mioo.ru) — на этих сайтах разработчики выкладывают демонстрационные варианты. Помимо вариантов, которые можно посмотреть и пройти в режиме онлайн, есть видеоразборы тренировочных работ, что тоже может быть полезно. Есть многоцелевой открытый банк заданий (opencollection.ru), он еще формируется, но там уже много вопросов, которые входили в ЕГЭ прошлых лет. По ним можно и нужно почувствовать общий уровень требований, привыкнуть к определенной форме вопроса.
Бумажных тестов тоже хватает (книгоиздатели приспособились к ЕГЭ лучше всех), и они необходимы, так как сдавать придется именно в таком варианте и надо набить руку. Лучше всего брать тесты с грифом ФИПИ, под редакцией Г.С.Калиновой. Например, «Биология. Типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов» или «Биология. Практикум ЕГЭ» Г.С.Калинова, Г.А.Воронина. Авторы, по крайней мере, знают требования к вопросам и сами составляют задания ЕГЭ.
Видеоуроки — тоже интересная часть в подготовке к ЕГЭ, например сайт interneturok.ru. В сжатом виде, за 10—15 минут вы получаете яркую и четкую информацию по любой из тем — хорошее дополнение для повторения и закрепления материала. Однако не следует считать, что видеоуроками можно заменить серьезное изучение по традиционным источникам.
Лучше всего начинать готовиться к ЕГЭ по химии и биологии за год до проведения экзамена, в лучшем случае за два.
Итак, с чего начать и как спланировать подготовку школьника к ЕГЭ по химии и биологии?
В зависимости от уровня подготовки, проверка которого осуществляется на первом занятии, для каждого учащегося составляется индивидуальный учебный план. Обучение осуществляется по индивидуальным образовательным траекториям.
Известно, что ЕГЭ по химии и биологии, состоит из трёх частей, разного уровня сложности. Каждый вопрос посвящен определённой теме. Содержание учебных дисциплин при этом сгруппировано в несколько блоков.
По биологии.
1. Биология – наука о живой природе.
2. Клетка как биологическая система.
3. Организм как биологическая система.
4. Многообразие организмов.
5. Человек и его здоровье.
6. Надорганизменные системы. Эволюция органического мира.
7. Экосистемы и присущие им закономерности.
По химии.
1. Химический элемент.
2. Вещество.
3. Химическая реакция.
4. Познание и применения веществ и химических реакций.
Исходя из строгой структуры содержания, становится возможной подготовка по пяти основным подходам:
- подготовка по блокам содержания (для учащихся с высоким уровнем подготовки (от 60% на пробном тестировании) и планирующим занятия за 1-2 года до экзамена);
- подготовка по вопросам ЕГЭ всех трёх частей (для учащихся со средним уровнем подготовки (30-60%) и планирующим занятия менее чем за год до экзамена).
- подготовка к частям А и В (для учащихся с низким уровнем подготовки и большими пробелами в знаниях);
- подготовка к части С (для тех, кто отлично справился с подготовкой к частям A и В);
- комбинированная подготовка к ЕГЭ (как правило, её реально осуществить только с учащимися, планирующими занятия за 2 года до экзамена). Сюда включена подготовка по блокам содержания и подготовка по вопросам всех трёх частей.
Нужно отметить, что подготовка по блокам содержания носит вариативный характер. То есть, для конкретных целей и для конкретных школьников можно блоки «переставлять местами». Например, из моего опыта следует, что подготовку к экзамену по биологии лучше начинать с блока «Биология – наука о живой природе», а затем приступать к изучению (повторению) блока «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира», т.е. идти по пути дедукции (от общего к частному), что весьма плодотворно в работе с сильными школьниками. Со школьниками с низким уровнем подготовки целесообразнее начинать повторение с раздела «Ботаника», т.е. идти по пути индукции (от частного к общему).
Подготовку к экзамену по химии со школьниками с низким и средним уровнями подготовки целесообразнее начинать с тем «Основные понятия химии. Номенклатура неорганических и органических веществ».
С сильными школьниками, при этом, лучше идти дедуктивным путём, т.е. начинать повторение с тем «Строение атома. Химическая связь».
Особое внимание обращается на следующие темы:
- основные классы неорганических веществ;
- окислительно-восстановительные реакции, электролиз;
- реакции в растворах электролитов, гидролиз;
- химическая кинетика и химическое равновесие.
В настоящий момент у подавляющего большинства школьников слабые знания по разделу «Органическая химия», что вполне может быть связано с переходом на концентрическую систему построения школьных программ, т.е. часть материала этого раздела изучается в 9 классе, а углубляются знания в 10 классе. У учащихся в голове возникает «каша». Поэтому начинать подготовку к этому разделу лучше всего с «белого листа» и обратить на него особое внимание.
Особое внимание в химии следует уделить также решению расчётных задач и упражнений по типу «цепочки превращений». «Цепочки превращений» хороши тем, что с их помощью в короткие сроки можно изучить довольно большое число химических реакций. И не только изучить, но и закрепить полученные знания.
|