Бешкорева Евгения Михайловна учитель химии и биологии МБОУ СОШ с. Б. Хомутец Добровского района
Технологическая карта по теме: «Класс Пресмыкающиеся. Местообитания, образ жизни, внешнее строение»
Предмет: биология.
Класс: 7
Автор УМК: И.Н. Пономарева.
Тема урока: Класс Пресмыкающиеся. Местообитания, образ жизни, внешнее строение.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цели урока: раскрыть особенности внешнего строения пресмыкающихся, связанные с наземным образом жизни, показать черты усложнения в их организации по сравнению с земноводными; совершенствовать умения распознавать изученные виды пресмыкающихся на рисунках, сравнивать их между собой и земноводными, составлять общую характеристику класса.
Формы работы: слово учителя, фронтальная и групповая работа, выступления с результатами своей познавательной деятельности, общее обсуждение
проблемных заданий, проверка усвоения новых знаний с помощью решения биологических задач.
Методы обучения: репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа с текстом), проблемный метод (при решении проблемных заданий).
Задачи: дополнить знания учащихся о пресмыкающихся, их значении в природе и жизни человека; развивать внимание и логическое мышление.
Оборудование: наглядные карточки, мультимедиа, приложения с дополнительным материалом.
Содержание урока:
Этапы урока
|
Содержание учебного материала. Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Формирование УУД
|
Этап 1.
определение
потребностей и мотивов
обучающихся к учебной
деятельности.
|
Приветствие класса.
Создание проблемной ситуации.
Раньше зоологи не видели существенных различий между этими животными и земноводными и всегда относили их к одной группе, объединяя под разными именами. Чаще всего они фигурировали под названием «гадов». Были попытки разделить гадов на 2 отдельных класса – на «голокожных», или голых гадов и гадов «твердокожных». Карл линей, характеризуя свой «класс гадов»: «кровь холодная, дыхание легочное», отметил тем самым их близость в биологическом отношении.
Вопросы.
-Кто же они?
-Почему их объединяли в одну группу «гады» вместе с земноводными?
-Что значит «кровь холодная, дыхание легочное»?
Учитель дополняет ответы учеников.
Это пресмыкающиеся. «Гадами» их могли называть за их внешний вид, который вызывал у многих отвращение. Вспомним земноводных, «отравленных, ужасных, противных, вредных». Кровь холодная – это значит, что все «гады» деятельны только в теплое время года, а слова «легочное дыхание» характеризуют животных, ведущих наземное существование.
Необычность поведения, странная внешность, нередко ядовитость – все это сделало, как нам известно, жаб, лягушек, саламандр атрибутами колдовства.
Посмотрим на внешний вид гадов.
На доске вывешиваются изображения. Приложение 1. Найди лишнего
Вопросы классу:
-Все ли из изображенных животных относятся к пресмыкающимся?
- Кто такие пресмыкающиеся? Почему они получили такое название?
Вводится новый термин рептилии -ползающая.
Записывается тема урока.
|
Приветствуют учителя
Ученики высказывают свои предположения.
Рассматривают представителей пресмыкающихся и земноводных.
Высказываю свои предположения.
Обучающиеся формулируют проблему.
Проблема: Какие особенности образа жизни и строения позволили пресмыкающимся стать настоящими сухопутными животными?
Формируют цель и задачи урока.
|
Регулятивные действия
(целеполагание, прогнозирование),
познавательные (осознанное
построение речевого
высказывания,
самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели, смысловое чтение, восприятие текста),
логические (построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование), коммуникативные
(планирование учебного
сотрудничества, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи).
|
Этап 2. Принятие учебных целей и условий их достижения.
|
Вопрос:
Ребята, а какие
знания о рептилиях нам
понадобятся для решения этой
проблемы?
|
Ответ: знания о местах обитания, особенности поведение, внешнее строение.
|
Регулятивные действия
(прогнозирование),
познавательные (умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме), логические (выдвижение гипотез),
коммуникативные
(планирование учебного
сотрудничества)
|
Этап 3. Сбор данных и
их анализ для решения
проблемного вопроса,
формулирование выводов.
|
В настоящее время на Земле насчитывается около 6000 видов рептилий. Ныне живущих пресмыкающихся делят на 4 отряда: Чешуйчатые, Крокодилы, Черепахи и Клювоголовые.
Предлагает разделится на 4 группы и ответить на вопрос.
Вопрос классу:
- В каких климатических зонах и в каких условиях живут эти животные?
- Какой признак, отражающий среду обитания этих животных, можно сформулировать?
- Как передвигаются эти животные в наземной среде?
Учитель изображает на доске схемы расположения конечностей земноводных и пресмыкающихся.
Земноводные Пресмыкающиеся
Вопрос классу:
-Что изображено на рисунке?
Учитель предлагает работу с текстом «Кожаные доспехи». Приложение 4.
Вопрос:
-какое приспособление описано в данном тексте для жизни на земле?
- подберите эпитеты, характеризующие кожу пресмыкающихся.
Учитель демонстрирует выползок змеи и задает вопрос:
- что это?
- что такое линька и какое значение в жизни животного она имеет?
Ответить на эти вопросы мы сможем посмотрев видеосюжет «Линька питона»
Учитель отмечает, что есть еще один признак, о котором на уроке не говорилось. Найдите его, используя текс параграфа в учебнике.
|
Дописать в таблице не достающие элементы. Самопроверка. Приложение 2.
Работа с текстом Приложение 3. Среда обитания и климатические условия пресмыкающихся.
Представитель от группы выступает с сообщением.
Отвечают на вопрос.
Запись в тетрадь: Пресмыкающиеся, как правило, являются сухопутными животными, т.е. ведут наземный образ жизни.
Учащиеся выявляют особенности и формируют следующий признак, запись в тетрадь: короткие конечности пресмыкающихся, расположенные по бокам туловища, не поднимают тело высоко над землей и оно волочится по земле.
Отвечают: чтобы защитить тело от испарения, рептилии прикрылись чешуей, кожа их более толстая и твердая, шершавая на ощупь.
Запись в тетрадь: кожа сухая, практически не имеет желез, покрыта роговыми чешуями.
Запись в тетрадь: для пресмыкающихся характерна линька; рост организма происходит во время линьки.
Работа с текстом учебника.
Запись в тетрадь: глаза пресмыкающихся имеют веки, защищающие глаза от повреждений.
|
Регулятивные действия
(оценка, волевая саморегуляция), познавательные
(умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, извлечение необходимой информации), логические
(анализ объектов,
установление причинно
- следственных связей,
построение логической цепи рассуждений),
коммуникативные (постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической речью, сотрудничество с учителем и сверстниками)
|
Этап 4: итоговый
самоконтроль и самооценка
(рефлексивное осмысление и самопознание).
|
В качестве закрепления учитель предлагает группам решить биологические задачи.
|
Биологические задачи:
- Ящерицы, змеи, черепахи могут поворачивать голову в сторону, опускать её вниз и поднимать вверх. В связи с чем они могут “вертеть” головой?
2. “И началась охота. Уж смотрел на лягушку немигающим гипнотическим взглядом, а та как околдованная сидела на месте, ожидая своей участи …”. Объясните описанное с биологической точки зрения.
3. “Жало” змеи – правильно ли такое выражение? Ответ поясните.
4. Можно ли ящерицу дёргать за хвост?
|
Регулятивные действия
(коррекция, оценка),
познавательные (контроль и оценка результатов
деятельности).
|
Этап 5. Домашнее задание
|
§ 40 Задание самым любознательным: узнать интересные факты из жизни пресмыкающихся.
|
|
|
|