Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [5]
К урокам химии [2]
В этом разделе можно найти все необходимое для проведения уроков химии
К урокам биологии [4]
В этом разделе можно найти все необходимое для проведения уроков биологии.
Проектная деятельность [6]
Наши проекты
Экологическое образование [3]
Советы психолога [2]
Билеты по химии [1]
Билеты по биологии [1]
Мое портфолио [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Укрепление дисциплины....

Укрепление дисциплины и повышение ответственности учащихся

    Известно, что сознательная дисциплина и высокая ответствен­ность в классе являются результатом всей системы воспитания. Они складываются и укрепляются постепенно, в процессе вос­питательной работы и осуществления единых требований всех учителей и органов детского коллектива. Вполне понятна боль­шая роль классного руководителя в воспитании дисциплиниро­ванности.

    На своих уроках и во внеурочное время он использует различ­ные формы и методы воспитания дисциплины у учащихся. С пер­вых дней учебных занятий он стремится установить твердый режим и четкий внутренний распорядок в классе, заботится о внешнем его оформлении, о чистоте и порядке. Эту работу он проводит в тесном содружестве с учителями класса, с ученическим коллективом и с родителями школьников.

Некоторые учителя полагают, что налаживание дисциплины в классе будто бы дело одного классного руководителя. Имеются и классные руководители, которые склонны всю ответственность за дисциплину учащихся в классе возложить на учителей. Такой подход к воспитанию дисциплины в классе ошибочен. Лишь сов­местными усилиями всего педагогического коллектива и учени­ческого самоуправления можно обеспечить повышение дисципли­ны в классе.

С первых дней учебных занятий необходимо установить в классе твердый режим и четкий внутренний распорядок, разъяс­нять учащимся правила поведения и приучать к их выполнению. Известно, что на уроках классных руководителей порядка больше, чем на всех остальных. Учащиеся стараются сидеть на них тихо и не нарушать дисциплину. Объясняется это рядом причин. Во-первых, оценку по дисциплине в конце учебной четверти выставляет классный руководитель. Во-вторых, он чаще, чем другие учителя, встречается с родителями школьников. И, в-третьих, классный руководитель пишет характеристики на всех учащихся выпускного класса. Задача заключается в том, чтобы у каждого ученика выработать и закрепить навыки дис­циплинированного поведения на уроках всех учителей класса.

Дисциплина - это и цель, и необходимое средство успешного воспитания и обучения, и результат всего учебно-воспитательно­го процесса. Без дисциплины и чувства ответственности нельзя воспитать правильное отношение к учению, приучить к соблюде­нию порядка на уроке, при выполнении домашних заданий. Вот почему борьба за укрепление дисциплины и повышение чувства ответственности в школе - это борьба за создание нормальных условий для учебно-воспитательной работы.

Воспитание сознательной дисциплины - важнейшая задача школы. Дисциплинированное поведение - одно из важнейших мо­ральных качеств человека. Кем бы ни стали в будущем учащиеся, куда бы ни привел их жизнен­ный путь, всюду им придется встретиться с требованиями дис­циплины и ответственности. Все это необходимо на производстве и в армии, в любом учреждении и в учебном заведении. Высокая дисциплинированность характеризует внутреннюю культуру че­ловека, его моральный облик. Она тесно связана с такими нрав­ственными качествами, как чувство долга и ответственности, ис­полнительность, точность и др.

Дисциплинированное поведение школьника - это не слепое послушание, не простое повиновение, а сознательное и активное стремление к выполнению своих обязанностей. Н. К. Крупская указывала, что дисциплина в  школе должна носить активный характер и содействовать развитию у учащихся коллективизма, «дисциплину, - говорила она, - мы по­нимаем не в том смысле, что ребята должны только сидеть и не шелохнуться. Мы должны понимать ее в том смысле, что ребята должны уметь как-то коллективно работать, не мешая друг дру­гу, а помогая друг другу в работе». Следовательно, в школе должна преобладать не «дисциплина торможения», а «дисципли­на действия». Она выступает как необходимое условие активной борьбы школьных коллективов за общее дело, прежде всего за высокое качество учебной работы.

    Не следует смешивать понятия «дисциплина» и «дисциплини­рованность». Дисциплина - это конкретное выражение общест­венных отношений, средство, при помощи которого достигается единство действий внутри какой-либо общности людей. Дисци­плинированность - это определенная черта личности, нравствен­ное качество, которое предполагает сознательное выполнение че­ловеком установленных обществом правил, норм поведения.

    Школьная дисциплина требует от учащихся сознательного вы­полнения установленных норм и правил поведения. Эти нормы и правила касаются особенно отношения к учебным обязанностям, к учителям, родителям, товарищам, другим людям, а также от­ношения учащихся к их общественным обязанностям - в общем, они охватывают все стороны жизни и деятельности ученика (тре­буют аккуратного посещения учебных занятий, добросовестного выполнения домашних заданий, соблюдения порядка на уроках, четкого выполнения всех учебных поручений). Школьная дисцип­лина предусматривает также добросовестное выполнение учени­ком поручений ученических, пионерских и комсомольских органи­заций. Она предполагает умение и стремление сочетать личные интересы школьника с интересами ученического коллектива.

Формы и методы воспитания дисциплинированности у учащихся

    В воспитательной работе применяются различные формы и методы дисциплинирования учащихся и укрепления порядка и дис­циплины в классе. Наиболее распространенными из них являют­ся: разъяснение норм и правил поведения, приучение учащихся к дисциплинированному поведению путем правильной организа­ции их жизни и деятельности, соблюдение «Правил для учащихся». Вместе с тем в воспитании дисциплинированности у учащих­ся применяются различные меры поощрения, а в необходимых случаях и наказания. Эти методы применяются не изолированно один от другого, а в тесной связи и с учетом конкретных условий организации воспитательной работы.

    Успех воспитания в классе решают не отдельные формы и средства воздействия, а вся система многообразных форм и ме­тодов дисциплинирования учащихся. А. С. Макаренко, раскрывая основные пути воспитания сознательной дисциплины в школе, говорил: «Дисциплина является продуктом всей суммы воспита­тельного воздействия, включая сюда и образовательный процесс, и процесс политического образования, и процесс организации ха­рактера, и процесс столкновения, конфликтов, и разрешение кон­фликтов в коллективе, в процессе дружбы, и доверия, и всего решительно воспитательного процесса...».

    Выбор форм и методов воспитательного воздействия зависит не только от состояния дисциплины в классе, но и от возраста учащихся, от состояния ученического коллектива, от авторитета классного руководителя и других условий. Например, в друж­ном и сплоченном коллективе следует широко использовать силу общественного мнения. С этой целью можно обсудить пове­дение недисциплинированных учеников.

    Опыт школ показывает, что дисциплинированность воспиты­вается главным образом в трудовой деятельности, в коллектив­ном труде. Однако невозможно воспитать сознательную дисцип­лину у учащихся одним методом. Как ни велика роль труда в формировании у учащихся устойчивых навыков и привычек дисциплинированного поведения, все же следует применять и другие методы дисциплинирования учащихся (разъяснения, поощрения, наказания и др.).

 

Повышение требований к школьникам

     Требования создают основу для формирования у учащихся дисциплинированности. Уже от младших школьников требуется соблюдение режима, элементарных правил культуры поведения, ответственное отно­шение к учебным обязанностям. В среднем и старшем возрасте требования к поведению школьников значительно повышаются. Особое значение приобретают развитие у них инициативы и са­мостоятельности в учении и в труде, приучение к самоконтролю и самооценке.

    Требования направлены прежде всего на организацию и сти­мулирование положительной деятельности школьников. При по­мощи требований можно управлять деятельностью детей. Иногда требования содействуют торможению или прекращению отрица­тельной деятельности детей, предупреждению нежелательных по­ступков. Хорошо, когда требования носят инструктивный характер - помогают школьникам найти правильную линию поведения.

Требования могут быть выражены в форме просьбы, совета, одобрения, осуждения, намека, предупреждения, доверия, а так­же в прямой, категорической форме. Просьба - одна из распрост­раненных форм предъявления требований. В ней находит выра­жение доверие к учащимся, и поэтому она охотно воспринимается и выполняется. Требование, выраженное в форме совета, застав­ляет учащихся поверить в свои силы, проявить инициативу и самостоятельность в организации своего поведения. Одобрение стимулирует полезные дела и способствует возникновению у де­тей чувства удовлетворения от проделанной работы. Осуждение близко к наказанию, оно направлено на торможение нежела­тельных действий. Следовательно, каждая форма требования вы­полняет определенные воспитательные функции, оказывает соот­ветствующее педагогическое влияние.

    В воспитании сознательной дисциплины важное значение имеет техника предъявления требований к учащимся. Умение вла­деть голосом, мимикой, жестами, умение держать себя - все это очень важно. В зависимости от конкретных условий, от особен­ностей ученика и от характера его поступка классный руководи­тель может предъявить требования или повышенным, твердым голосом, или мягким, спокойным.

    Большое значение для осуществления требований имеет пси­хологический настрой классного руководителя, собранность, уве­ренность в себе, готовность к активному и решительному дейст­вию, спокойствие в трудных ситуациях. Все это ученики высоко ценят у своих воспитателей и их требование выполняют более охотно. Если же классный руководитель и учителя проявляют крикливость и раздражительность, нарушают педагогический такт, они не достигнут цели: их требования будут выполняться неохотно или совсем не будут выполняться.

 

Разъяснение учащимся норм и правил дисциплинированного поведения

Дисциплина в школе строится не на при­нуждении и подавлении личности ребенка, а на убеждении в не­обходимости соблюдения установленных норм и правил поведения. Конечно, по отношению к нарушителям дисциплины приме­няются и меры принуждения. Но делается это в том случае, если меры убеждения недостаточны для этой цели.

Тематика бесед классного руководителя о нормах и правилах дисциплинированного поведения весьма разнообразна. Она зави­сит от возраста учащихся, от уровня их воспитанности, от сос­тояния дисциплины в классе.

Опытные классные руководители при проведении бесед о дис­циплине меньше говорят о том, чего нельзя делать, а рассказы­вают о том, что, зачем и как нужно делать, как нужно поступать в том или ином случае. Часто в таких беседах используют лите­ратурные примеры.

В процессе разъяснения норм и правил поведения важно раз­вивать у учащихся идейные, положительные мотивы дисциплини­рованности. У учащихся среднего и особенно старшего возраста эти мотивы связаны с проявлением отношения к дисциплине как средству совершенствования своей личности. Такое отношение побуждает школьников к исполнительности, точности, организо­ванности, сознательности. Положительные мотивы как нравствен­ная побудительная сила к действию оказывают решающее влия­ние на их поведение. Отсутствие таких мотивов может привести к антиобщественному, аморальному поведению.

При разъяснении норм и правил не следует каждое требова­ние дисциплины долго и многословно обосновывать. Многие из них выполняются учащимися в силу подражания старшим и при­знания авторитета тех, кто предъявляет эти требования. Важно, чтобы нормы и правила вошли в привычку, стали внутренней пот­ребностью школьников.

    Разъяснительная работа не должна носить характер нудных нотаций и морализирования. Надо не только разъяснять, но пов­седневно приучать школьников к выполнению этих норм и пра­вил поведения. К сожалению, еще можно встретить немало уча­щихся, которые хорошо знают «Правила для учащихся», но часто их нарушают. Например, ученики знают, что нельзя подсказывать и списывать, но продолжают это делать. Задача классного руко­водителя - привлечь актив класса на борьбу с этими недостатка­ми. Можно, например, поручить членам актива класса предвари­тельно проверить, все ли ученики выполнили домашние задания, у всех ли имеются дневники.

Приучение к дисциплинированному поведению

 Важнейший признак дисциплинированного человека - это наличие у него прочных навыков и привычек организованного поведения. Они вы­рабатываются в процессе обучения и разнообразной общественно полезной деятельности. Учащихся приучают к соблюдению норм и правил поведения на уроке, во время работы на пришкольных

участках и в школьных мастерских, на улице, дома и в обще­ственных местах.

В приучении к дисциплинированному поведению особенно ве­лико значение учебного труда - основного вида деятельности учащихся. В процессе обучения учащиеся не только осознают важность и необходимость дисциплины, но и приобретают навы­ки и привычки дисциплинированного поведения. Они приучаются тихо сидеть в классе, внимательно слушать учителей, не мешать товарищам, добросовестно выполнять домашние задания, орга­низованно работать в школьных мастерских, на пришкольных участках. Достигается это не сразу и не само собой. Учителям и особенно классному руководителю надо приложить много сил и труда, чтобы приучить школьников к организованности и порядку.

    Очень важно при этом обеспечить единство требований со стороны всех учителей класса.

Постоянное упражнение и показ того, как следует выполнять правила поведения, способствуют выработке устойчивых навыков и привычек поведения. Особенно много сил и энергии приходится затрачивать на это в начале учебного года. За летние каникулы многие правила ими забываются, а некоторые навыки органи­зованного поведения утрачиваются. Кроме того, в класс нередко приходят новые ученики из других школ. Они требуют к себе особого внимания и дополнительной работы с ними.

Особенно серьезное влияние на повышение дисциплины в классе оказывают правильная организация процесса обучения, занятость и активность учащихся на уроке, познавательный инте­рес, увлеченность учебной работой. Некоторые учителя жалуются на плохую дисциплину учащихся во время урока, ставят об этом вопрос перед руководством школы или перед классным руководи­телем. А между тем главная причина недисциплинированности - это плохая организация занятий. Если урок организован плохо, проводится недостаточно продуманно, установить на нем дисцип­лину трудно или почти невозможно. Ученики на таком уроке ищут выхода для своей энергии в шалостях, так как их силы не заняты полезным делом. К. Д. Ушинский требовал, чтобы учитель ни на одну минуту не оставлял детей без дела, отмечал, что при этом условии «классная дисциплина в наших руках».

Урок - важное средство дисциплинирования учащихся. При­чины плохой дисциплины учащихся на уроке следует искать в учителе, в качестве его учебной работы. «Кто хорошо обучает, хорошо и дисциплинирует», - утверждал выдающийся немецкий педагог-демократ А. Дистервег.

Классный руководитель зачастую организует не только учеб­ную и трудовую деятельность учащихся, но и коллективные про­гулки, экскурсии и другие виды внеклассной работы. Обычно вне школы ученики ведут себя свободно, непринужденно. Здесь, так же как и в школе, нужно целенаправленно создавать условия для накопления школьниками опыта дисциплинированного поведе­ния, для соблюдения требований дисциплины в различных жиз­ненных ситуациях.

В старших классах необходимо привлекать учащихся к обще­ственно полезному труду вне школы (благоустройство села или города, участие в сельскохозяйственных работах в колхозе или совхозе, сбор удобрений, заготовка веточного корма для животноводческой фермы и т. п.). В процессе такого труда старше­классники ближе знакомятся с работой взрослых и лучше уясня­ют значение дисциплины в жизни общества. Вместе с тем у них закрепляются навыки и привычки дисциплинированного поведе­ния. Происходит это не стихийно. Классный руководитель стара­ется не оставлять без внимания факты нарушения дисциплины отдельными школьниками и разъясняет им, что нарушение рас­поряжений бригадиров и звеньевых приводит к отрицательным последствиям. Замечания и советы, подкрепленные конкретными примерами, оставляют глубокий след в сознании школьников, приучают их к организованности и дисциплинированности.

Навыки дисциплинированного поведения вырабатываются у учащихся также в процессе выполнения ими общественных пору­чений.

Соблюдение режима есть важное средство приучения учащих­ся к дисциплинированному поведению. Правильное чередование труда и отдыха школьников повышает эффективность их учебных занятий, дисциплинирует их, приучает к аккуратности и честно­сти, к выполнению порученной работы в установленные сроки.

Режим, установленный в соответствии с требованиями гигие­ны и педагогики, регулирует поведение школьников, приучает их к дисциплинированности, к разумной организации труда и отды­ха, к порядку и аккуратности. «Весь режим школы, - говорила Н. К. Крупская, - вся ее налаженность необычайно влияют на дисциплину». А. С. Макаренко также рассматривал режим как важнейшее средство дисциплинирования.

Дисциплинированию учащихся помогает также внешнее офор­мление класса, чистота и порядок в классном помещении.

 

Поощрение учащихся

 Поощрение отдельного ученика, а иног­да и всего класса за хорошее, примерное поведение укрепляет у учащихся веру в свои силы, вызывает у них желание и в дальней­шем вести себя лучше, проявить себя с хорошей стороны.

Особенно важно поощрять учащихся за умение находить и вы­полнять дела, нужные коллективу.

Не всегда и не все нужно поощрять. То, что вошло в жизнь и быт, превратилось в привычку, стало традицией, не требует по­ощрения. Нет надобности поощрять ученика среднего и особенно старшего возраста за то, что он уступил место старшему, помог малышам, навел порядок на своем рабочем месте и т. п. Не сле­дует поощрять и случайные успехи ученика, для достижения ко­торых он почти не затратил особых усилий. Поощрять надо лишь за действительные, а не мнимые заслуги. Поощряя ученика, по­лезно указать ему, что он может при желании добиться больших успехов и в результате заслужить более высокую награду.

Поощрения следует применять с учетом индивидуальных осо­бенностей учащихся. Некоторые ученики очень чутко реагируют на оказанное им доверие и стараются своим поведением оправ­дать это доверие. Другие не особенно ценят доверие воспитателя. Встречаются и такие школьники, которые стараются хорошо ве­сти себя ради поощрения. Они стремятся выделиться в классе, стать над своими товарищами. Таких учеников следует поощрять как можно реже и за серьезные достижения. Иначе у них может появиться зазнайство, высокомерие и честолюбие.

Иногда в классе можно встретить учеников, у которых труд­но обнаружить качества, заслуживающие поощрения. И все же опытный классный руководитель старается найти подходящий случай, чтобы одобрить, похвалить и этих школьников. Он дает им посильные и ответственные задания, помогает хорошо их вы­полнить и потом одобрительно отзывается об успехах учеников в присутствии их товарищей.

Вместе с тем не следует слишком увлекаться поощрениями. При частом повторении они перестают служить стимулом дисциплинирования. Учащиеся привыкают к ним и не ценят их.

Важно, чтобы из поощрения извлекали уроки не только те, кого оно коснулось, но и весь класс. Поэтому следует информи­ровать о поощрениях весь коллектив. Вместе с тем надо разъяс­нять, за что и почему тот или иной ученик получил поощрение, что надо сделать, чтобы закрепить его достижения.

 

Применение наказаний

 В процессе воспитания дисциплини­рованности приходится прибегать и к наказаниям. Не следует оставлять без внимания факты нарушения дисциплины отдель­ными учащимися. Нарушителей дисциплины и порядка в школе, на улице, в общественных местах надо наказывать, взыскивать с них.

Разумеется, не следует увлекаться наказаниями. Но в то же время нельзя снисходительно, примиренчески относиться к серь­езным недостаткам в поведении учащихся и допускать безнака­занность. А. С. Макаренко правильно указывал: «Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспи­тывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодоле­вать их».

Надо стремиться к тому, чтобы наказание не унижало лич­ность школьника, не оскорбляло его человеческое достоинство. Наказание не достигает цели, если налагается в состоянии раз­дражения. Сознательную дисциплину невозможно установить путем грубых окриков. Порицание или выговор ученику нужно делать коротко, ясно, твердо и требовательно, но без запальчиво­сти и раздражения.

Наказания не должны быть слишком частыми. Если ими злоупотреблять, учащиеся привыкают к ним и перестают на них реагировать. Но в то же время нельзя снисходительно относиться к серьезным недостаткам в поведении учащихся и допускать безнаказанность.

Классный руководитель может сделать многое, чтобы обес­печить разумное применение мер наказания и предупредить возможные ошибки со стороны отдельных учителей. Зная лучше других учителей своих учащихся, он поможет найти более эф­фективные меры наказания по отношению к каждому ученику с учетом меры его вины и индивидуальных особенностей.

В процессе воспитания дисциплинированности целесообразно широко привлекать общественное мнение ученического коллекти­ва для осуждения недостойных поступков школьников. Нужно стремиться, чтобы ученики, нарушившие дисциплину, поняли и прочувствовали свой долг и обязанность перед товарищами. Вместе с тем следует добиваться, чтобы общественное мнение ученического коллектива при этом служило опорой классному руководителю.


Категория: Мои статьи | Добавил: Химичка2012 (02.07.2012)
Просмотров: 8306 | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz