Меню сайта
Категории раздела
Развитие детей [2]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Советы психолога » Развитие детей

Волевыен расстройства у детей

Классификация эмоционально-волевых расстройств у детей.

В последнее время наблюдаются тенденции по увеличению эмоционально-волевых расстройств у детей дошкольного возраста. Прежде всего, это связано с различными видами запретов, которые как раз и провоцируют проявление негативной стороны эмоционально – волевого развития. Дети из-за этого становятся более раздражительными и депрессивными.

Эмоции это особый вид высшей нервной деятельности человека. С помощью них выражается общее эмоциональное состояние и реакция на окружающий мир. Эмоционально-волевая сфера  занимает главенствующее положение в развитии личности человека. Она начинает формироваться  уже во внутриутробном развитии ребенка.

Детский возраст - это период характеризующийся наличием спокойных эмоций, отсутствием вспышек агрессии. Это достаточно стабильный период, в котором закладывается определенный эмоциональный фон. Действия ребенка доброжелательны, он открыт для окружающих. Он находится всегда в информационном поиске. По мере развития у него появляются новые потребности, мотивы, цели. В этот период формируется мотивационная система, которая ведет к появлению волевых усилий. Правильной закладки эмоционально-волевой сферы должны сопутствовать: общение со  сверстниками, развивающие занятия, игры, совместна деятельность.

Если правильно сформировать эту деятельность, то ребенка в дальнейшем ждет успех во всем.

Волевые расстройства, что это такое? Если сказать в двух словах, то это процесс нарушения психики, который  может проявляться в частых перепадах настроения, нежеланием что – либо делать, повышенном  чувстве  тревоги и пониженной  самооценки. Вообще, понятие воля, подразумевает достижение любой цели, путем собственного желания это сделать; умение правильно координировать свои действия. Воля находится на одной ступеньке с эмоциями. Это два не разделимых процесса. Нарушение одного часто приводит к нарушению другого.

Классификация эмоционально - волевых расстройств,  включает в себя совокупность патологий воли и эмоциональной сферы.

Патологии волевой сферы подразделяются на следующие:

  1. Гипербулия – сопровождается сильным увеличением волевой активности, которая приводит к необдуманным поступкам, не реальным идеям, которые несут бредовый характер. Таким  больным кажется, что их идеи самые лучшие, и они пытаются воплотить их в жизнь.
  2. Гипобулия – напротив, это сильное снижение волевой активности. Больной впадает в депрессию и апатию, долгое время может находиться в одной и той же позе, плюс ко всему не хочет выполнять никаких действий.
  3. Ступор – выражается в общей заторможенности организма.
  4. Мутизм – целенаправленный отказ от речи, не желание общаться.
  5. Негативизм – перевод всего в негативную форму.
  6. Стереотипия – многократное повторение слов, фраз или движений.
  7. Пассивная подчиняемость – выполнения всех просьб, даже если они приведут к травмам больного.
  8. Эхопраксия – имитация действий другого субъекта.
  9. Эхолалия – повторение последних фраз собеседника.
  10. Каталепсия – не сознательное изменение позы, в которой больной может долго находится, невзирая на удобство

Нарушения эмоциональной сферы.

  1. Патологический аффект – резкие приступы ярости, возникающие на незначительные замечания, которые сопровождаются негативными действиями. После совершенного н6аблюдается амнезия.
  2. Эйфория – особо приподнятое настроение. Жизнь кажется беззаботной, веселой, нет никаких проблем.
  3. Мория – неоправданное повышенное настроение.
  4. Дистимия – обратный процесс мори. Для больного все плохо, жизнь не сложилась должным образом.
  5. Тревога – необоснованное чувство страха, беспокойства, переживаний, душевных терзаний.
  6. Дисфория – характеризуется повышенной озлобленностью, желанием вылить весь негатив на окружающих. Если  не получается это сделать, такой больной может нанести себе физическую травму, как – бы направляя негатив на себя.
  7. Эмоциональная слабость – характеризуется перепадами настроения. То хочется плакать, то смеяться.
  8. Эмоциональное оскудение – не проявляются чувства сопереживания, деликатности, такта.
  9. Неадекватность эмоций – несоответствующее проявление эмоций на конкретную  ситуацию.
  10. Апатия – характеризуется полным безразличием к окружающему миру и себе.

Приведенные эмоциональные и  волевые расстройства характерны как для взрослого человека, так и для ребенка. В случае с детьми они проявляются не так активно. И чтобы их распознать нужно при развитии ребенка обращать внимание на любые мелочи. Если возникает малейшее сомнение нужно обратиться к специалисту для выявления патологии. Как распознать такого ребенка? Это можно сделать при обычном наблюдении за ребенком по следующим критериям:

- Во время родов была получена родовая травма, которая привела к какому-нибудь неврологическому заболеванию.

-У ребенка нет определенного  режима. Спит, кушает, когда захочет.

-Если наблюдается отставание в развитии на два месяца по сравнению со сверстниками.

-Задержка речевого развития.

-Ребенок ведет себя агрессивно. Может ударить другого ребенка. Жестоко относится к животным.

-Ребенок не приучен к  дисциплине.

-Ребенок  истеричный, плохо спит, раздражителен всегда.

-Часто болеет, в особенности простудными заболеваниями.

-Чрезмерно не внимательный, часто отвлекается.

- Не воспринимает и не усваивает школьный материал, даже если посещает  дополнительные занятия.

-Если в семье родители постоянно ругаются.

- Возникает неприязнь к новому.

-У ребенка нет друзей.

 

Можно  провести анкетирование. По результату определить есть нарушения или нет.

Перечень вопросов анкеты:

  1. Неусидчивость на стуле.
  2. Не сидит  спокойно на месте, когда нужно это сделать.
  3. Постоянно отвлекается  на шумы.
  4. Не умение вести в коллективе во время игр. Хочет сделать все побыстрее.
  5. Не дослушивает до конца вопрос, выкрикивая, дает неправильный ответ.
  6. Сложности при выполнении заданий.
  7. Присутствует рассеянность во время игры.
  8. Часто берется за что-нибудь и не доведя до конца бросает.
  9. Во время игры ведет себя шумно.
  10. Слишком разговорчив.
  11. Часто мешает другим детям играть.
  12. Отрешенный взгляд во время беседы.
  13. Часто теряет  нужные вещи.
  14. Без определенного смысла может совершить действие, которое приведет к негативным последствиям.

Если набирается  от восьми до четырнадцати положительных ответов – следует обратиться к специалисту.
Данным симптомам можно дать классификацию:

-Если ребенок гиперактивный ему присущ  пункт первый, второй, девятый и десятый.

- О невнимательности говорят вопросы: третий, шестой, седьмой, восьмой, двенадцатый, тринадцатый.

-Если ребенок вспыльчивый для него характерны вопросы четыре, пять, одиннадцать и четырнадцать.

Эмоционально - волевые расстройства у детей активно формируются под влиянием социума. Обычно этому подвержены брошенные дети или обладающие какими-то дефектами в развитии (нарушение интеллектуального развития). Если имеет место это явление, то  ребенок будет замкнутым, не общительным, не имеющим мотивации к действиям, не целеустремленным.  У него будут проявляться приступы агрессии, раздражительности,  эйфории и многое другое. Такому человеку в дальнейшем будет очень сложно приспособиться к обычной жизни.

Почему же возникают эмоционально - волевые расстройства?

- Не правильно составленный режим дня.

-Требования и действия родителей не совпадают с таковыми в детском саду, школе.

-Информационные перегрузки.

-Избыточная строгость родителей.

-Неблагополучные семьи.

- Чрезмерные претензии и требования со стороны родителей.

  Поэтому при обнаружении таких расстройств необходимо, вовремя оказать квалификационную помощь.

Существует две группы методов, направленные на устранение данной причины - это основные и специальные.  Целью данных методов выступает коррекция психологических расстройств. К первой группе  относятся игровые методы, различные виды психоанализа, метод рисования и другие. Специальные методы должны быть подобраны строго индивидуально. Не смотря на видимые различия это два взаимосвязанных процесса.

В заключение хотелось бы отметить, что развитию эмоционально – волевой сфере стоит уделять наибольшее внимание. Ведь не редко человек, обладающий каким-либо физическим недостатком благодаря своей воле может преодолеть не преодолимое.  Правильное развитие данной сферы деятельности послужит фундаментом в обучении ребенка.

Категория: Развитие детей | Добавил: Химичка2012 (17.08.2014)
Просмотров: 2850 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz