Классификация эмоционально-волевых расстройств у детей.
В последнее время наблюдаются тенденции по увеличению эмоционально-волевых расстройств у детей дошкольного возраста. Прежде всего, это связано с различными видами запретов, которые как раз и провоцируют проявление негативной стороны эмоционально – волевого развития. Дети из-за этого становятся более раздражительными и депрессивными.
Эмоции это особый вид высшей нервной деятельности человека. С помощью них выражается общее эмоциональное состояние и реакция на окружающий мир. Эмоционально-волевая сфера занимает главенствующее положение в развитии личности человека. Она начинает формироваться уже во внутриутробном развитии ребенка.
Детский возраст - это период характеризующийся наличием спокойных эмоций, отсутствием вспышек агрессии. Это достаточно стабильный период, в котором закладывается определенный эмоциональный фон. Действия ребенка доброжелательны, он открыт для окружающих. Он находится всегда в информационном поиске. По мере развития у него появляются новые потребности, мотивы, цели. В этот период формируется мотивационная система, которая ведет к появлению волевых усилий. Правильной закладки эмоционально-волевой сферы должны сопутствовать: общение со сверстниками, развивающие занятия, игры, совместна деятельность.
Если правильно сформировать эту деятельность, то ребенка в дальнейшем ждет успех во всем.
Волевые расстройства, что это такое? Если сказать в двух словах, то это процесс нарушения психики, который может проявляться в частых перепадах настроения, нежеланием что – либо делать, повышенном чувстве тревоги и пониженной самооценки. Вообще, понятие воля, подразумевает достижение любой цели, путем собственного желания это сделать; умение правильно координировать свои действия. Воля находится на одной ступеньке с эмоциями. Это два не разделимых процесса. Нарушение одного часто приводит к нарушению другого.
Классификация эмоционально - волевых расстройств, включает в себя совокупность патологий воли и эмоциональной сферы.
Патологии волевой сферы подразделяются на следующие:
- Гипербулия – сопровождается сильным увеличением волевой активности, которая приводит к необдуманным поступкам, не реальным идеям, которые несут бредовый характер. Таким больным кажется, что их идеи самые лучшие, и они пытаются воплотить их в жизнь.
- Гипобулия – напротив, это сильное снижение волевой активности. Больной впадает в депрессию и апатию, долгое время может находиться в одной и той же позе, плюс ко всему не хочет выполнять никаких действий.
- Ступор – выражается в общей заторможенности организма.
- Мутизм – целенаправленный отказ от речи, не желание общаться.
- Негативизм – перевод всего в негативную форму.
- Стереотипия – многократное повторение слов, фраз или движений.
- Пассивная подчиняемость – выполнения всех просьб, даже если они приведут к травмам больного.
- Эхопраксия – имитация действий другого субъекта.
- Эхолалия – повторение последних фраз собеседника.
- Каталепсия – не сознательное изменение позы, в которой больной может долго находится, невзирая на удобство
Нарушения эмоциональной сферы.
- Патологический аффект – резкие приступы ярости, возникающие на незначительные замечания, которые сопровождаются негативными действиями. После совершенного н6аблюдается амнезия.
- Эйфория – особо приподнятое настроение. Жизнь кажется беззаботной, веселой, нет никаких проблем.
- Мория – неоправданное повышенное настроение.
- Дистимия – обратный процесс мори. Для больного все плохо, жизнь не сложилась должным образом.
- Тревога – необоснованное чувство страха, беспокойства, переживаний, душевных терзаний.
- Дисфория – характеризуется повышенной озлобленностью, желанием вылить весь негатив на окружающих. Если не получается это сделать, такой больной может нанести себе физическую травму, как – бы направляя негатив на себя.
- Эмоциональная слабость – характеризуется перепадами настроения. То хочется плакать, то смеяться.
- Эмоциональное оскудение – не проявляются чувства сопереживания, деликатности, такта.
- Неадекватность эмоций – несоответствующее проявление эмоций на конкретную ситуацию.
- Апатия – характеризуется полным безразличием к окружающему миру и себе.
Приведенные эмоциональные и волевые расстройства характерны как для взрослого человека, так и для ребенка. В случае с детьми они проявляются не так активно. И чтобы их распознать нужно при развитии ребенка обращать внимание на любые мелочи. Если возникает малейшее сомнение нужно обратиться к специалисту для выявления патологии. Как распознать такого ребенка? Это можно сделать при обычном наблюдении за ребенком по следующим критериям:
- Во время родов была получена родовая травма, которая привела к какому-нибудь неврологическому заболеванию.
-У ребенка нет определенного режима. Спит, кушает, когда захочет.
-Если наблюдается отставание в развитии на два месяца по сравнению со сверстниками.
-Задержка речевого развития.
-Ребенок ведет себя агрессивно. Может ударить другого ребенка. Жестоко относится к животным.
-Ребенок не приучен к дисциплине.
-Ребенок истеричный, плохо спит, раздражителен всегда.
-Часто болеет, в особенности простудными заболеваниями.
-Чрезмерно не внимательный, часто отвлекается.
- Не воспринимает и не усваивает школьный материал, даже если посещает дополнительные занятия.
-Если в семье родители постоянно ругаются.
- Возникает неприязнь к новому.
-У ребенка нет друзей.
Можно провести анкетирование. По результату определить есть нарушения или нет.
Перечень вопросов анкеты:
- Неусидчивость на стуле.
- Не сидит спокойно на месте, когда нужно это сделать.
- Постоянно отвлекается на шумы.
- Не умение вести в коллективе во время игр. Хочет сделать все побыстрее.
- Не дослушивает до конца вопрос, выкрикивая, дает неправильный ответ.
- Сложности при выполнении заданий.
- Присутствует рассеянность во время игры.
- Часто берется за что-нибудь и не доведя до конца бросает.
- Во время игры ведет себя шумно.
- Слишком разговорчив.
- Часто мешает другим детям играть.
- Отрешенный взгляд во время беседы.
- Часто теряет нужные вещи.
- Без определенного смысла может совершить действие, которое приведет к негативным последствиям.
Если набирается от восьми до четырнадцати положительных ответов – следует обратиться к специалисту.
Данным симптомам можно дать классификацию:
-Если ребенок гиперактивный ему присущ пункт первый, второй, девятый и десятый.
- О невнимательности говорят вопросы: третий, шестой, седьмой, восьмой, двенадцатый, тринадцатый.
-Если ребенок вспыльчивый для него характерны вопросы четыре, пять, одиннадцать и четырнадцать.
Эмоционально - волевые расстройства у детей активно формируются под влиянием социума. Обычно этому подвержены брошенные дети или обладающие какими-то дефектами в развитии (нарушение интеллектуального развития). Если имеет место это явление, то ребенок будет замкнутым, не общительным, не имеющим мотивации к действиям, не целеустремленным. У него будут проявляться приступы агрессии, раздражительности, эйфории и многое другое. Такому человеку в дальнейшем будет очень сложно приспособиться к обычной жизни.
Почему же возникают эмоционально - волевые расстройства?
- Не правильно составленный режим дня.
-Требования и действия родителей не совпадают с таковыми в детском саду, школе.
-Информационные перегрузки.
-Избыточная строгость родителей.
-Неблагополучные семьи.
- Чрезмерные претензии и требования со стороны родителей.
Поэтому при обнаружении таких расстройств необходимо, вовремя оказать квалификационную помощь.
Существует две группы методов, направленные на устранение данной причины - это основные и специальные. Целью данных методов выступает коррекция психологических расстройств. К первой группе относятся игровые методы, различные виды психоанализа, метод рисования и другие. Специальные методы должны быть подобраны строго индивидуально. Не смотря на видимые различия это два взаимосвязанных процесса.
В заключение хотелось бы отметить, что развитию эмоционально – волевой сфере стоит уделять наибольшее внимание. Ведь не редко человек, обладающий каким-либо физическим недостатком благодаря своей воле может преодолеть не преодолимое. Правильное развитие данной сферы деятельности послужит фундаментом в обучении ребенка.
|