Меню сайта
Категории раздела
Развитие детей [2]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Советы психолога » Развитие детей

Дискалькулия у детей

Дискалькулия у младших школьников: упражнения для коррекции.
Сейчас очень часто у детей младшего возраста наблюдаются различные заболевания психологического характера. У таких детей необходимо во время распознать заболевание и  оказать соответствующую  помощь. Иначе ребенку будет трудно расти в современном обществе.

Одним из таких заболевания является дискалькулия. Дискалькулия что это такое, болезнь или норма? Это заболевание, которое приводит к нарушению счета. Может проявляться в дошкольном или школьном возрасте. Причина – нарушение зрительной памяти, внимания, мышления (образного, логического). Очень часто наблюдается в неблагополучных семьях.

При обучении такой ребенок не запоминает условие задачи, не может спланировать ход ее решения, не умеет правильно организовать свободное время. Все это приводит к негативному взгляду на учебу в целом. В конечном счете, ребенок не усваивает  школьный материал и становится не приспособленным к жизни в социуме.

Основные признаки  проявления дискалькулии у ребенка.

  1. Ребенок не запоминает числа (ни на слух, ни визуально).
  2. Вызывает затруднение работа со сложными числами (сложение, вычитание, умножение или деление).
  3. Ребенок затрудняется сравнить количество предметов.
  4. Не может четко спланировать алгоритм решения задачи.
  5. Возникают затруднения в понятии смысла арифметических действий (не правильно складывает их).
  6. Не может запомнить математические определения, формулы, таблицу умножения.

Основные причины, которые могут привести к развитию дискалькулии.

  1. Различные проявления фобий, в частности математической. Ребенок школьного возраста, не усвоив какое-либо математическое действие, самостоятельно разобраться с ним не смог. Он будет постоянно себе внушать, что у него ничего не получиться. Отсюда возникает негатив к математике и как следствие фобия. Он не будет даже пытаться решить самое легкое задание. Полностью замыкается в себе.
  2. Не способность полностью обрабатывать информацию с помощью зрительного анализатора. В такой ситуации дети не могут визуально представить условие задачи, как следствие, неправильное решение. Параллельно с эти страдает правописание, и наблюдаются проблемы с подчерком.
  3. Неправильная постановка последовательных действий. Дети не могут запомнить факты или применить правильно математические формулы. Такие нарушения ведут к нарушениям чтения и правописания.
  4. Нарушение речевого развития у ребенка. Не правильная речь является основным фактором проявление дискалькулии в детском возрасте. Поэтому необходимо на ранних стадиях обнаружить проблемы и помочь ребенку.

Коррекция дискалькулии у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Мероприятия по проведению коррекции и лечению дискалькулии проводится в специальных центрах, обязательно при  участии специалиста. Как правило,  для устранения данной проблемы необходимо взаимное сотрудничество логопеда, психолога, психиатра, невролога, педиатра. Данное лечение должно сопровождаться медикаментозным вмешательством, только в таком сочетании действий, можно придти к положительному результату. Смысл такого лечения заключается в направлении действий на активизацию мозговой деятельности. Логопедические занятия строятся сначала по индивидуальному плану, а затем постепенно переходят в групповое направление.
Логопедические занятия направлены формирование таких понятий  как состав числа, устный счет, развитие мышления, на правильное составление математических действий и организацию своего распорядка дня. Для полного устранения дефекта необходимо посетить от тридцати до девяноста занятий с логопедом. Все зависит от степени тяжести заболевания. Иногда количество занятий может доходить до двухсот пятидесяти.

В момент коррекции внимание уделяется счетным операциям. Формирование данных навыков осуществляется  с учетом определенных этапов.

- Решение математических задач с реальными событиями, которые наиболее приближены к жизни ребенка. Он должен хорошо быть знаком с предметами и действиями, совершаемыми с ними. Допустим действия в магазине, посчитать количества птиц на ветке, сложить вместе количество членов семьи и так далее.

-Речевое выражение способов действия. В данном случае все действующие предметы имитируются палочками, монетками или другими предметами.

-Постепенное формирование абстрактного мышления за счет использования дополнительного материала путем его развешивания в виде схем, алгоритмов, памяток, которые будут постоянно напоминать, как выполнить правильно задание. Постоянное обращение к ним приводит к непроизвольному запоминанию.

- Уменьшение речевого проговаривания вслух своих действий. Умение все сопоставлять мысленно.

-Переход математического действия в навык. Который постепенно закрепляется и сохраняется.

Дискалькулия у младших школьников может быть скорректирована  путем профилактических действий. Прежде всего, необходимо создавать предпосылки для формирования математических умений. Они развиваются в процессе развития высшей нервной деятельности (восприятие, речь, мышление, воля, память). Должна соблюдаться некая иерархичность. То есть, сначала формируются простые способы (пространственное мышление, разделение по форме, величине, зрительная память). Затем первичные навыки закрепляются с использованием разноуровневых заданий с повышением трудности, которые направлены на закрепление результата.

Эффективная работа по коррекции и профилактики дискалькулии зависит от правильного использования следующих принципов:

-деятельностный подход основании на сочетании игровой формы деятельности с предметно-практической и учебной;

- самостоятельность – самостоятельный поиск активно формирует волевую  и эмоциональную сферы ребенка;

-дифференцированный подход – подбирается для каждого индивидуально, включает разноуровневые занятия;        

- формирование умственных действий – должно осуществляться поэтапно, от простого к сложному.

Для лечения и коррекции  болезни – дискалькулия  упражнения являются самым эффективным способом.

  1. Развитие пальцевого восприятия.

С самых ранних лет необходимо проводить устный счет на пальцах. Ребенку дается задание посчитать свои пальчики. Если ребенок развивается хорошо, то  для него это не составит труда. Страдающий,  дискалькулией путается в своих пальцах, не может провести аналогию с пальцами учителя.

Направления развития пальцевого восприятия:

-подражание с помощью рук и пальцев;

-развитие динамики и координации движений с помощью игр и считалок («Ладушки», «Сорока», «Как пьет птичка» и так далее);

-пересчёт пальцев  - прямой и обратный счет, с пропуском цифры;

2) Развитие зрительного восприятия:

- нахождение геометрических фигур;

- сбор пазлов;

- классификация фигур по нескольким признакам;

- ориентирование в пространстве с использованием слова;

- имитация различных действий;

- работа с рисунками: найди лишнего, дорисуй картинку, пройди по лабиринту;

- передача образа на лист бумаги по словесной инструкции.

3) Развитие последовательных функций.

-  Зрительное восприятие;

-Образное восприятие;

- Умение классифицировать предметы;

- Речеслуховое восприятие – выполнение заданий воспринимающихся на слух, повторение и имитация различных звуков.

Игровые упражнения для развития познавательных функций: «Дорисуй рисунок», «Сложи рисунок из трех фигур», «Подбери размер и форму», «Сделай, так как я», «Проведи зарядку», «Напой мелодию», «Расставь правильно числа в ряд», «Найди ошибку в ряде чисел».

Способы развития количественных представлений при диагнозе дискалькулия.

- Научить автоматически воспринимать на глаз предметов в количестве пяти штук. Они могут быть изображены на рисунке или являться натуральными объектами. Главное, чтобы они имел разную расцветку и форму.

- Учить сравнивать предметы по их количеству, где больше, равно или меньше, по форме, цвету.  Главное все действия проговаривать вслух.

-Учить измерять предметы с помощью линейки, весов, проводить сравнение между собой, определять размеры на глаз.

Эти упражнения можно использовать как для профилактики, так и для коррекции заболевания – дискалькулия у детей. К сожалению, современные способы лечения еще не совершенны, так как данный диагноз еще не достаточно хорошо изучен. В настоящее время пытаются разработать специальные компьютерные программы для коррекции. Но они, как правило, односторонние, корректируют только  область,  отвечающую за сравнение чисел.

Для устранения математических трудностей ребенку можно предложить следующий алгоритм действий.

  1. Как можно лучше мысленно представить задачу. Можно нарисовать рисунок с конкретными действиями и предметами.
  2. Внимательно рассмотреть всю визуальную информацию, которую несет задача.
  3. Вслух прочитать задачу и внимательно  вдуматься в условие.
  4. Можно попросить образец решения.
  5. Провести аналогию с жизненной ситуацией, где можно применить те же действия, что и в задаче.
  6. Больше времени нужно уделять заучиванию формул, правил.

Эти не сложные действия помогут ребенку  концентрироваться на задаче и правильно ее решить.

Работа по коррекции должна быть комплексной. Она должна корректировать познавательные функции организма и параллельно формирование счетных операций. Особое внимание стоит уделять образованию чисел, последовательности чисел в числовом ряду, составу чисел, прямому  обратному счету, решение задач с одним неизвестным, четкому алгоритму решения задачи.

Категория: Развитие детей | Добавил: Химичка2012 (31.07.2014)
Просмотров: 3178 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz