Развитие творческих способностей
учащихся в ходе активного участия в научно-исследовательской, проектной и
поисковой деятельности - одно из условий формирования их готовности к
дальнейшему получению образования и овладению профессией.
В последние годы все больше внимания
уделяется вопросам профессионального самоопределения и самопознания молодежи.
Узкопрофессиональный сотрудник со стандартным типом мышления не соответствует
требованиям современности. Российскому обществу нужны высоконравственные,
хорошо образованные, предприимчивые люди с творческим типом мышления, которые
могут самостоятельно принимать ответственные решения и прогнозировать их
последствия; способные к сотрудничеству и активной инновационной деятельности;
отличающиеся мобильностью и конструктивностью подхода к решению проблем;
патриотично настроенные.
Развитие творческого настроя
учащихся - один из эффективных путей их качественной подготовки к профессиональному
самоопределению. От того, каким выпускник придет в свою будущую профессию,
насколько он окажется готов к творческой жизни, будет ли у него потребность в
самосовершенствовании и карьерном росте, зависит результативность всей его
дальнейшей работы и жизни.
Школа не должна уводить молодых
людей от непосредственной деятельности к изучению отчетов об открытиях,
сделанными другими. Истинное знание и плодотворное понимание, как правило,
приходят в результате собственной деятельности. Все это обеспечивает дальнейшее
профессиональное совершенствование молодежи.
Важная цель современных педагогов
состоит в создании оптимальных условий для развития духовно богатой, физически
здоровой, свободной и творчески мыслящей личности, способной к самоопределению
и саморазвитию. Современная педагогика использует различные методы обучения
молодежи, но наибольшей результативностью характеризуется исследовательский
метод.
Научно-исследовательская работа -
это вид самостоятельной аналитической деятельности обучающихся в области
систематизированного изучения какого-либо вопроса или актуальной проблемы,
выходящих за рамки учебного процесса. Такая работа способствует созданию
общенаучного фундамента и выработке исследовательских навыков. Основная идея
исследовательского метода заключается в использовании научного подхода к
решению той или иной учебной задачи.
Проведение научного исследования с
обучающимися имеет следующие цели:
• приобщить их к процессу выработки
новых знаний;
• освоить один из нестандартных
видов познавательной деятельности;
• научить пользоваться нормативной, учебной, монографической
литературой, практическими материалами, статистическими данными,
информационной системой Интернет;
• выработать умение работать с основными компьютерными
программами;
• предоставить возможность выступить публично, провести
полемику, донести до слушателей свою точку зрения, обосновать ее, склонить
аудиторию к разделению своих идей.
Чтобы заниматься с учащимися
научно-исследовательской деятельностью, педагог должен:
• глубоко и разносторонне знать свой
предмет, регулярно читать специальную, методическую, научную литературу;
• свободно ориентироваться в новостях науки, проявлять к ним
постоянный интерес;
• отличаться рационализаторским подходом к работе, стремиться
находить новые решения научных и педагогических задач;
• знакомить обучающихся с новыми подходами к изучению того
или иного вопроса.
Педагог также должен обладать
значительным комплексом умений:
• выбирать и обосновывать тему
исследования (значимую как для самих учащихся, так и для целого региона или
даже страны);
• подбирать необходимые для
проведения исследования источники: литературу, статистические данные, анкеты
(при необходимости составить самостоятельно), Интернет-ресурсы и т. п.;
• развивать коммуникации, т. е.
направлять работу учащихся на отыскание потенциально значимой информации среди
многообразия материала;
• применять инноватику - стимулировать у обучающихся поиск
новых технологий, методов, приемов, которые позволят им достичь результата с
наименьшими потерями сил и средств;
• определять этапы исследования и своевременно оценивать
каждый из них, корректировать деятельность учащихся;
• прогнозировать результативность
научной работы, возможность ее практического применения;
• выделять, анализировать и критически оценивать ведущие идеи
исследования;
• обобщать, описывать и литературно оформлять полученные
результаты;
• по окончании исследовательской работы формулировать выводы
и рекомендации.
Хотелось бы выделить креативность
как один из факторов, способствующих развитию потенциала педагога и
обучающегося, влияющий на умение противостоять трудностям и помогающий искать
неординарные пути исследования проблемных ситуаций. На сегодняшний день
креативность педагогов является наиболее значимым фактором развития и
совершенствования как системы образования в целом, так и всех ее субъектов в
отдельности.
Понятие "креативность"
включает:
• умение творчески мыслить в любой
области, находить оригинальные решения жизненных проблем с опережением времени;
• навык решения творческих задач в предметной
(профессиональной) сфере деятельности, в области своих интересов;
• умение управлять инерцией мышления на базе знания
специальных методов и приемов;
• навык принятия решения в условиях
риска, меняющихся обстоятельств;
• знание законов логики и
эвристических приемов мышления;
• умение применять инструмент теории
сильного мышления в жизненных ситуациях с ориентацией на идеальный результат;
• знание основных закономерностей окружающего мира, систем и
объектов;
• понимание того, что особенностью
творческого процесса является оригинальность, адекватность поставленной задаче
и состоятельность.
• оригинальность, адекватность задаче и состоятельность.
Также о наличии креативности свидетельствуют:
• беглость мысли (количество идей в
единицу времени);
• гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на
другую);
• оригинальность (способность
производить идеи, отличающиеся от общепризнанных взглядов);
• любознательность (чувствительность к проблемам, имеющим
место в окружающем мире);
• способность выстраивать гипотезу, фантазировать.
Использование исследовательского
метода подразумевает следующие этапы организации учебной деятельности:
определение общей темы исследования, предмета и объекта исследования;
выявление и формулирование общей проблемы; формулировку гипотез; определение
методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез; сбор
данных; обсуждение полученных данных; проверку гипотез; формулировку понятий,
обобщений, выводов; применение заключений, выводов.
1. Определение общей темы
исследования, предмета и объекта исследования. При выборе темы большое
значение имеют социальная, культурная, экологическая, экономическая и прочая
значимость. Намеченная идея может быть осознана только после рассмотрения в
определенной системе знания, социального явления, экономической проблемы и т.
д. То есть идея может потянуть за собой целую серию взаимосвязанных проектов,
составляющих единую тему которую целесообразно рассматривать, анализировать,
последовательно изучать, все глубже вникая в проблему, рассматривая различные
ее аспекты.
2. Выявление и формулирование общей
проблемы. Перед учащимися ставится ряд проблем, вопросов, обсуждение которых
ведет к следующему шагу - формулированию общей проблемы на основе частных.
Обсуждение актуальности и новизны исследования помогает решить сформулированные
проблемы.
3. Формулировка гипотез. Учащиеся с
помощью педагога формулируют гипотезу исследования, которая в дальнейшем служит
им ориентиром в поиске нужной информации. Например, гипотеза может
соответствовать одному или нескольким проблемным вопросам, обсужденным ранее.
Обычно гипотезы формулируются в виде определенных отношений между двумя или
более событиями, явлениями.
Когда проблема определена, предмет,
объект исследования намечены, гипотеза сформулирована, можно приступать к
написанию введения к будущему исследованию. Для него могут быть рекомендованы
приведенные в таблице обороты речи.
4. Определение методов сбора и
обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез. Чтобы определить наиболее
эффективные методы сбора и обработки данных по обозначенной проблеме,
необходимо использовать элементы методики обучения в сотрудничестве. В этом
случае работа осуществляется в малых группах (из 3-4 человек). Учащиеся и
учитель должны определить методы исследования (изучить первоисточники,
провести анкетирование и интервью и т. д.), скоординировать их во времени.
Также обсуждаются способы и источники получения информации, методика ее
обработки. Подходы могут быть различными:
- можно предоставить группам возможность собрать информацию по
всем гипотезам, чтобы в дальнейшем интегрировать ее в наиболее убедительные
доказательства. Обычно это делается в тех случаях, когда предмет исследования
не столь объемен, но требует тщательного отбора и сопоставления данных;
- можно поручить каждой группе
учащихся найти доказательства в подтверждение только одной из выдвинутых
гипотез.
Каждая группа, обсудив свое мнение в
узком кругу, выносит его на общее обсуждение. Педагог активно участвует в этом
обсуждении, в случае необходимости корректирует и направляет ход мысли
учащихся, предлагает дополнительные источники информации.
5. Сбор данных. На этапе сбора
данных учащиеся проводят самостоятельные исследования или работают в малых
группах. При этом они определяют способы обработки данных (например,
статистические данные проверяют с помощью электронных таблиц, определения
зависимостей, построения диаграмм, составления разного рода вторичных текстов
с соответствующими иллюстрациями из произведений искусства, литературы,
фольклора, научных статей, публицистики и пр.). Так же определяют способ
оформления результатов (научная статья в газету, журнал; предоставление работы
на научно-практическую или научно-исследовательскую конференцию регионального
или государственного уровня либо на сетевую конференцию; видеофильм;
презентация в Интернете и пр.).
6. Обсуждение полученных данных.
Собранные материалы могут быть представлены учителю, преподавателям смежных
дисциплин, а также другим учащимся группы в той форме, о которой они
договорились на предыдущем этапе исследования (публичная презентация, отчет на
сетевой конференции, организация ролевой игры и т. п.).
Вслед за презентацией данных группа
обсуждает и анализирует представленную информацию. Учащиеся определяют ее
достоверность, надежность и доказательность, задавая докладчику соответствующие
вопросы: какие источники информации использовались; представляет ли информация
доказательства в пользу выдвинутой гипотезы или против нее; могут ли учащиеся
счесть полученные данные недостаточно доказательными и попросить группу продолжить
исследование.
7. Проверка гипотез. Если
представленные данные удовлетворили группу и педагога, наступает следующий
этап исследования: гипотезы по обозначенной проблеме вновь представляются всей
группе, из них выбираются лишь те, которые имеют достаточно доказательные
данные. В некоторых случаях, например в исследованиях естественнонаучного
направления, для доказательности выдвинутых гипотез недостаточно только
теоретических данных, требуется их экспериментальная проверка, порой
многократная.
8. Формулировка понятий, обобщений,
выводов. Из совокупности собранных данных на основе установленных связей, выдвинутых
ранее гипотез, ставших утверждениями, делаются обобщения. Все они фиксируются.
Если мнение учащихся по какому-то вопросу расходится, не стоит настаивать на
одной версии, даже если ее придерживается большинство, включая преподавателя.
Каждый имеет право на собственную аргументированную точку зрения.
В создании основной части работы
могут помочь обороты речи, приведенные в таблице.
9. Применение заключений, выводов.
Учащиеся делают заключение о возможности применения полученных выводов (в жизни
своего города, поселка, страны, человечества) и формулируют новые проблемы для
настоящего и будущего времени, например, с помощью элементов, предложенных в
таблице.
Исследовательская деятельность под
руководством педагога позволяет обучающимся:
• овладеть существенными научными
понятиями, представлениями;
• самостоятельно определить проблемные ситуации, найти пути
для их разрешения;
• точно описать факты, явления с
применением общепризнанной технологии;
• приобрести навык подбора фактов по
их существенным признакам;
• сгруппировать факты, признаки в соответствии с общенаучными
правилами;
• проанализировать факты и явления,
вычленить из них общее и единое, случайное и закономерное;
• выстроить доказательство и давать опровержение.
При написании исследовательской
работы у молодых людей развиваются умения:
• анализировать, систематизировать
(анализ - это способ познания объекта посредством изучения его частей и
свойств);
• сравнивать (сравнение - это способ
познания посредством установления сходства и различия);
• обобщать и классифицировать (обобщение - это способ
познания посредством определения общих существенных признаков);
• определять понятия (понятие - это слово или словосочетание,
обозначающее отдельный объект или совокупность объектов и их существенные
признаки);
• доказывать и опровергать
(доказательство - это рассуждение, устанавливающее истинность какого-либо
утверждения путем приведения ранее доказанных утверждений. Опровержение - это
рассуждение, направленное на установление ложности выдвинутого утверждения).
Участвуя в научно-исследовательской
работе, молодежь усваивает готовые формы социальной жизни, приобретает
собственный социальный опыт, занимает активную жизненную позицию, которая
помогает добиться позитивной самореализации. Полученные в процессе творческой
деятельности навыки и умения позволят учащимся чувствовать себя приобщенными к
культуре и науке, способными активно проявлять себя на рынке труда, свободно
распоряжаться образовательным капиталом.
Достоинством исследовательского
метода организации учебной деятельности является привитие учащимся навыка
сотрудничества. Участники исследовательской деятельности не замыкаются на
личностных интересах, учатся видеть проблемы и интересы своих партнеров и
понимать, что результаты их исследований будут использованы для анализа
полученных данных и формулирования выводов. Неверным было бы утверждать, что,
используя исследовательский метод обучения, учащиеся имитируют работу ученых, -
они действительно выполняют научное исследование, если верно определены проблематика,
тема и цели работы. Такое исследование может оказаться значимым с точки зрения
вклада в науку или привлечения внимания общественности к той или иной проблеме.
Поэтому для формирования целостной, гармоничной и инициативной личности
воспитанника в процессе обучения исследовательский метод следует использовать
как можно чаще.
|