Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [5]
К урокам химии [2]
В этом разделе можно найти все необходимое для проведения уроков химии
К урокам биологии [4]
В этом разделе можно найти все необходимое для проведения уроков биологии.
Проектная деятельность [6]
Наши проекты
Экологическое образование [3]
Советы психолога [2]
Билеты по химии [1]
Билеты по биологии [1]
Мое портфолио [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Проектная деятельность

Исследовательский метод обучения как один из способов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках.

Развитие творческих способностей учащихся в ходе активного участия в научно-исследовательской, проектной и поисковой деятельности - одно из условий формирования их готовности к дальнейшему получению об­разования и овладению профессией.

В последние годы все больше внимания уделяется вопросам профессио­нального самоопределения и самопознания молодежи. Узкопрофессиональный сотрудник со стандартным типом мышления не соответствует требованиям современности. Российскому обществу нужны высоконравственные, хорошо образованные, предприимчивые люди с творческим типом мышления, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения и прогнозировать их последствия; способные к сотрудничеству и активной инновационной дея­тельности; отличающиеся мобильностью и конструктивностью подхода к ре­шению проблем; патриотично настроенные.

Развитие творческого настроя учащихся - один из эффективных путей их качественной подготовки к профессиональному самоопределению. От того, каким выпускник придет в свою будущую профессию, насколько он окажется готов к творческой жизни, будет ли у него потребность в самосовершенство­вании и карьерном росте, зависит результативность всей его дальнейшей ра­боты и жизни.

Школа не должна уводить молодых людей от непосредственной деятель­ности к изучению отчетов об открытиях, сделанными другими. Истинное знание и плодотворное понимание, как правило, приходят в результате собственной деятельности. Все это обеспечивает дальнейшее профессиональное совершен­ствование молодежи.

Важная цель современных педагогов состоит в создании оптимальных условий для развития духовно богатой, физически здоровой, свободной и творчески мыслящей личности, способной к самоопределению и саморазвитию. Современная педагогика использует различные методы обучения молодежи, но наибольшей результативностью характеризуется исследовательский метод.

Научно-исследовательская работа - это вид самостоятельной аналитиче­ской деятельности обучающихся в области систематизированного изучения какого-либо вопроса или актуальной проблемы, выходящих за рамки учебного процесса. Такая работа способствует созданию общенаучного фундамента и выработке исследовательских навыков. Основная идея исследовательского метода заключается в использовании научного подхода к решению той или иной учебной задачи.

Проведение научного исследования с обучающимися имеет следующие цели:

• приобщить их к процессу выработки новых знаний;

• освоить один из нестандартных видов познавательной деятельности;

научить пользоваться нормативной, учебной, монографической лите­ратурой, практическими материалами, статистическими данными, информационной системой Интернет;

выработать умение работать с основными компьютерными програм­мами;

предоставить возможность выступить публично, провести полемику, донести до слушателей свою точку зрения, обосновать ее, склонить аудиторию к разделению своих идей.

Чтобы заниматься с учащимися научно-исследовательской деятельностью, педагог должен:

• глубоко и разносторонне знать свой предмет, регулярно читать специ­альную, методическую, научную литературу;

свободно ориентироваться в новостях науки, проявлять к ним посто­янный интерес;

отличаться рационализаторским подходом к работе, стремиться на­ходить новые решения научных и педагогических задач;

знакомить обучающихся с новыми подходами к изучению того или иного вопроса.

Педагог также должен обладать значительным комплексом умений:

• выбирать и обосновывать тему исследования (значимую как для самих учащихся, так и для целого региона или даже страны);

• подбирать необходимые для проведения исследования источники: литературу, статистические данные, анкеты (при необходимости со­ставить самостоятельно), Интернет-ресурсы и т. п.;

• развивать коммуникации, т. е. направлять работу учащихся на отыска­ние потенциально значимой информации среди многообразия мате­риала;

применять инноватику - стимулировать у обучающихся поиск новых технологий, методов, приемов, которые позволят им достичь резуль­тата с наименьшими потерями сил и средств;

определять этапы исследования и своевременно оценивать каждый из них, корректировать деятельность учащихся;

• прогнозировать результативность научной работы, возможность ее практического применения;

выделять, анализировать и критически оценивать ведущие идеи ис­следования;

обобщать, описывать и литературно оформлять полученные результа­ты;

по окончании исследовательской работы формулировать выводы и рекомендации.

Хотелось бы выделить креативность как один из факторов, способствующих развитию потенциала педагога и обучающегося, влияющий на умение противо­стоять трудностям и помогающий искать неординарные пути исследования проблемных ситуаций. На сегодняшний день креативность педагогов является наиболее значимым фактором развития и совершенствования как системы образования в целом, так и всех ее субъектов в отдельности.

Понятие "креативность" включает:

• умение творчески мыслить в любой области, находить оригинальные решения жизненных проблем с опережением времени;

навык решения творческих задач в предметной (профессиональной) сфере деятельности, в области своих интересов;

умение управлять инерцией мышления на базе знания специальных методов и приемов;

• навык принятия решения в условиях риска, меняющихся обстоятельств;

• знание законов логики и эвристических приемов мышления;

• умение применять инструмент теории сильного мышления в жизненных ситуациях с ориентацией на идеальный результат;

знание основных закономерностей окружающего мира, систем и объ­ектов;

• понимание того, что особенностью творческого процесса является оригинальность, адекватность поставленной задаче и состоятельность.

оригинальность, адекватность задаче и состоятельность. Также о наличии креативности свидетельствуют:

• беглость мысли (количество идей в единицу времени);

гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую);

• оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепризнанных взглядов);

любознательность (чувствительность к проблемам, имеющим место в окружающем мире);

способность выстраивать гипотезу, фантазировать.

Использование исследовательского метода подразумевает следующие этапы организации учебной деятельности: определение общей темы исследо­вания, предмета и объекта исследования; выявление и формулирование общей проблемы; формулировку гипотез; определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез; сбор данных; обсуждение по­лученных данных; проверку гипотез; формулировку понятий, обобщений, вы­водов; применение заключений, выводов.

1. Определение общей темы исследования, предмета и объекта ис­следования. При выборе темы большое значение имеют социальная, культур­ная, экологическая, экономическая и прочая значимость. Намеченная идея может быть осознана только после рассмотрения в определенной системе знания, социального явления, экономической проблемы и т. д. То есть идея может потянуть за собой целую серию взаимосвязанных проектов, составляю­щих единую тему которую целесообразно рассматривать, анализировать, по­следовательно изучать, все глубже вникая в проблему, рассматривая различные ее аспекты.

2. Выявление и формулирование общей проблемы. Перед учащимися ставится ряд проблем, вопросов, обсуждение которых ведет к следующему шагу - формулированию общей проблемы на основе частных. Обсуждение актуальности и новизны исследования помогает решить сформулированные проблемы.

3. Формулировка гипотез. Учащиеся с помощью педагога формулируют гипотезу исследования, которая в дальнейшем служит им ориентиром в поис­ке нужной информации. Например, гипотеза может соответствовать одному или нескольким проблемным вопросам, обсужденным ранее. Обычно гипоте­зы формулируются в виде определенных отношений между двумя или более событиями, явлениями.

Когда проблема определена, предмет, объект исследования намечены, гипотеза сформулирована, можно приступать к написанию введения к будуще­му исследованию. Для него могут быть рекомендованы приведенные в таблице обороты речи.


4. Определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез. Чтобы определить наиболее эффективные методы сбо­ра и обработки данных по обозначенной проблеме, необходимо использовать элементы методики обучения в сотрудничестве. В этом случае работа осущест­вляется в малых группах (из 3-4 человек). Учащиеся и учитель должны опреде­лить методы исследования (изучить первоисточники, провести анкетирование и интервью и т. д.), скоординировать их во времени. Также обсуждаются спосо­бы и источники получения информации, методика ее обработки. Подходы могут быть различными:

- можно предоставить группам возможность собрать информацию по всем гипотезам, чтобы в дальнейшем интегрировать ее в наиболее убедительные доказательства. Обычно это делается в тех случаях, ког­да предмет исследования не столь объемен, но требует тщательного отбора и сопоставления данных;

- можно поручить каждой группе учащихся найти доказательства в под­тверждение только одной из выдвинутых гипотез.

Каждая группа, обсудив свое мнение в узком кругу, выносит его на общее обсуждение. Педагог активно участвует в этом обсуждении, в случае необхо­димости корректирует и направляет ход мысли учащихся, предлагает допол­нительные источники информации.

5. Сбор данных. На этапе сбора данных учащиеся проводят самостоятель­ные исследования или работают в малых группах. При этом они определяют способы обработки данных (например, статистические данные проверяют с помощью электронных таблиц, определения зависимостей, построения диа­грамм, составления разного рода вторичных текстов с соответствующими ил­люстрациями из произведений искусства, литературы, фольклора, научных статей, публицистики и пр.). Так же определяют способ оформления результатов (научная статья в газету, журнал; предоставление работы на научно-практическую или научно-исследовательскую конференцию регионального или государственного уровня либо на сетевую конференцию; видеофильм; презентация в Интернете и пр.).

6. Обсуждение полученных данных. Собранные материалы могут быть представлены учителю, преподавателям смежных дисциплин, а также другим учащимся группы в той форме, о которой они договорились на предыдущем этапе исследования (публичная презентация, отчет на сетевой конференции, организация ролевой игры и т. п.).

Вслед за презентацией данных группа обсуждает и анализирует представ­ленную информацию. Учащиеся определяют ее достоверность, надежность и доказательность, задавая докладчику соответствующие вопросы: какие источ­ники информации использовались; представляет ли информация доказатель­ства в пользу выдвинутой гипотезы или против нее; могут ли учащиеся счесть полученные данные недостаточно доказательными и попросить группу про­должить исследование.

7. Проверка гипотез. Если представленные данные удовлетворили груп­пу и педагога, наступает следующий этап исследования: гипотезы по обозна­ченной проблеме вновь представляются всей группе, из них выбираются лишь те, которые имеют достаточно доказательные данные. В некоторых случаях, например в исследованиях естественнонаучного направления, для доказатель­ности выдвинутых гипотез недостаточно только теоретических данных, требу­ется их экспериментальная проверка, порой многократная.

8. Формулировка понятий, обобщений, выводов. Из совокупности со­бранных данных на основе установленных связей, выдвинутых ранее гипотез, ставших утверждениями, делаются обобщения. Все они фиксируются. Если мнение учащихся по какому-то вопросу расходится, не стоит настаивать на одной версии, даже если ее придерживается большинство, включая препода­вателя. Каждый имеет право на собственную аргументированную точку зрения.

В создании основной части работы могут помочь обороты речи, приве­денные в таблице.

9. Применение заключений, выводов. Учащиеся делают заключение о возможности применения полученных выводов (в жизни своего города, по­селка, страны, человечества) и формулируют новые проблемы для настоящего и будущего времени, например, с помощью элементов, предложенных в табли­це.

Исследовательская деятельность под руководством педагога позволяет обучающимся:

• овладеть существенными научными понятиями, представлениями;

самостоятельно определить проблемные ситуации, найти пути для их разрешения;

• точно описать факты, явления с применением общепризнанной техно­логии;

• приобрести навык подбора фактов по их существенным признакам;

сгруппировать факты, признаки в соответствии с общенаучными пра­вилами;

• проанализировать факты и явления, вычленить из них общее и единое, случайное и закономерное;

выстроить доказательство и давать опровержение.

При написании исследовательской работы у молодых людей развиваются умения:

• анализировать, систематизировать (анализ - это способ познания объ­екта посредством изучения его частей и свойств);

• сравнивать (сравнение - это способ познания посредством установле­ния сходства и различия);

обобщать и классифицировать (обобщение - это способ познания по­средством определения общих существенных признаков);

определять понятия (понятие - это слово или словосочетание, обо­значающее отдельный объект или совокупность объектов и их суще­ственные признаки);

• доказывать и опровергать (доказательство - это рассуждение, устанав­ливающее истинность какого-либо утверждения путем приведения ранее доказанных утверждений. Опровержение - это рассуждение, направленное на установление ложности выдвинутого утверждения).

Участвуя в научно-исследовательской работе, молодежь усваивает готовые формы социальной жизни, приобретает собственный социальный опыт, зани­мает активную жизненную позицию, которая помогает добиться позитивной самореализации. Полученные в процессе творческой деятельности навыки и умения позволят учащимся чувствовать себя приобщенными к культуре и на­уке, способными активно проявлять себя на рынке труда, свободно распоря­жаться образовательным капиталом.

Достоинством исследовательского метода организации учебной деятель­ности является привитие учащимся навыка сотрудничества. Участники иссле­довательской деятельности не замыкаются на личностных интересах, учатся видеть проблемы и интересы своих партнеров и понимать, что результаты их исследований будут использованы для анализа полученных данных и форму­лирования выводов. Неверным было бы утверждать, что, используя исследовательский метод обучения, учащиеся имитируют работу ученых, - они дей­ствительно выполняют научное исследование, если верно определены про­блематика, тема и цели работы. Такое исследование может оказаться значимым с точки зрения вклада в науку или привлечения внимания общественности к той или иной проблеме. Поэтому для формирования целостной, гармоничной и инициативной личности воспитанника в процессе обучения исследователь­ский метод следует использовать как можно чаще.

 

Категория: Проектная деятельность | Добавил: Химичка2012 (02.07.2012)
Просмотров: 954 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz