Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [5]
К урокам химии [2]
В этом разделе можно найти все необходимое для проведения уроков химии
К урокам биологии [4]
В этом разделе можно найти все необходимое для проведения уроков биологии.
Проектная деятельность [6]
Наши проекты
Экологическое образование [3]
Советы психолога [2]
Билеты по химии [1]
Билеты по биологии [1]
Мое портфолио [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Педагогическое выгорание

Хроническая усталость учителей. Как обнаружить и предотвратить?

  Специфика работы всегда держит педагога  в эмоциональном напряжении. Это постоянная включенность в педагогический процесс, общение с детьми, ответственность перед родителями и администрацией все эти действия, в конце концов, приводят к появлению хронической усталости.

Под хронической усталостью понимают неспособность к физическому и эмоциональному отдыху. Постоянная напряженность и стрессовое состояние, боязнь не успеть или неправильно что-то сделать приводят педагога к профессиональному выгоранию, а это, как правило, является практически необратимым процессом. Синдром хронической усталости и педагогическое выгорание - это два параллельно идущих процесса, и, как правило, провести между ними красную линию нельзя.

 

Причины возникновения синдрома хронической усталости.

 

  1. Чрезмерные требования, предъявляемые к работе учителя. А именно куча ненужных бумаг, объем  просто нереальный и растущий из года в год, постоянный психологический напор и контроль со стороны администрации и родителей, неуважение культа учителя, который обсуждается повсюду.
  2. Несоответствие заработной платы с выполняемым трудом. Отсутствие всевозможных поощрений и возможностей дополнительно подработать приводит к апатии и депрессивному состоянию, когда опускаются руки и ничего не хочется.
  3. В большинстве случаев непризнание профессионального мастерства. В определенных педагогических кругах уже имеется костяк учителей, а молодому учителю очень трудно в него влиться, так как его считают менее опытным. Получается так, чтобы тебя узнали, как профессионала нужно сначала состариться.
  4. Негативное отношение к учителям со стороны родителей и детей.

Все эти причины приводят к профессиональному выгоранию, к которому постепенно привыкаешь путем смирения с возникшей ситуацией. Этот синдром является заразительным. При постоянном общении  с коллективом постепенно заражаешь его возникшим негативом, пессимизмом и цинизмом. И в последующем получаешь негативно настроенных на работу  коллег.

 

Основные симптомы хронической усталости.

 

  1. Постоянная усталость, которая продолжается до полугода и не проходит даже после длительного отдыха.
  2. Отсутствие каких-либо других заболеваний.
  3. Может существовать небольшая лихорадка, сопровождающаяся ознобом и незначительным повышением температуры.
  4. Наблюдается воспалительный процесс в области носоглотки, лимфоузлов  (шейных или подмышечных).
  5. Общая слабость.
  6. Боль в мышцах.
  7. Длительная невосстанавливающаяся усталость после традиционных физических нагрузок.
  8. Головная боль.
  9. Появляющаяся и исчезающая боль в суставах.
  10.  Расстройства функционирования высшей нервной деятельности. А именно  рассеянность, ухудшение памяти, раздражительность, потеря во времени.
  11.  Нарушение сна.

Если вы у себя обнаружили более шести признаков из списка, можно с точной  вероятностью сказать о наличии синдрома хронической усталости.

 

Лечение хронической усталости.

 

Прежде чем начать лечение хронической усталости, необходимо произвести комплексную диагностику организма. Это нужно сделать, чтобы исключить наличие каких-либо заболеваний.

Если не хочется обращаться к врачу. На самых ранних стадиях можно заняться самолечением.

- Прежде всего, нужно начать с увеличения часов, требуемых для сна. В выходные дни не стоит себя нагружать работой. Спите до тех пор, пока организм об этом сам не сообщит.

 - Следующий момент, избавьте себя от домашних дел по вечерам, замените их   прогулками.

-  Перед сном обязательно нужно проветрить комнату.

- Необходимо исключить избыточное потребление кофе или энергетических напитков.

- Начните заниматься спортом или йогой.

-Проводите выходные, на свежем воздухе устраивая совместные мероприятия с друзьями.

Включите в рацион употребление витаминных комплексов.

 

Своевременная профилактика может избавить от появления синдрома хронической усталости.

 

Основные способы профилактики усталости.

 

  1. Со стороны администрации должны быть приняты меры по повышению мотивации работника, обеспечению карьерного роста, четкая система распределения обязанностей и продуманные должностные обязанности. Большое внимание следует уделить организации рабочего места сотрудника, обеспечить всей необходимой методической литературой, информационно-коммуникационными средствами. По возможности создать комнату для отдыха сотрудников.
  2. В любом коллективе должен присутствовать благоприятный психологический климат. Основной причиной психологического дискомфорта учителей – это низкая материальная способность, которая могла бы помочь  снять в домашних условиях депрессивное состояние и усталость. Для решения этой проблемы раз в неделю в коллективе стоит организовать всевозможные тренинги. Так же должен быть ослаблен контроль со стороны администрации и предоставлена полная самостоятельность.
  3. Должна, постоянно действовать работа по совершенствованию индивидуальных особенностей педагога.

- Развитие креативности, которое позволит быстро и безболезненно приспосабливаться к изменяющимся условиям в сфере труда, позволяя отступить от сложившихся стереотипов.

- Развитие умений по устранению и разрешению конфликтных ситуаций. Данную способность можно развивать с помощью тренингов по развитию уверенности в себе, личностного раскрытия, карьерного роста, повышения самооценки.

  1.  

 В результате саморегуляции возникают  три основных эффекта:

- эффект успокоения характеризуется полным эмоциональным спокойствием. Человек, который достиг этого эффекта с виду выглядит очень спокойным и ничем не удрученным;

- эффект восстановления характеризуется восстановлением и мобилизацией всех внутренних сил организма. Освоив данную методику, каждый педагог может восстановиться за считанные минуты;

- эффект активизации характеризуется всплеском психофизиологических свойств. Это наиболее актуально, когда нужно быстро сменить эмоциональное состояние.

Знание основных признаков и причин появления  хронической усталости позволит каждому учителю избежать процесса профессионального выгорания.

Стоит помнить всегда о том, что любая профилактика заболевания, это  лучше чем лечение самой  болезни. Поэтому она  должна носить комплексный характер, который предусматривает коррекцию психологического, эмоционального и физиологического процессов.

Категория: Мои статьи | Добавил: Химичка (18.05.2015)
Просмотров: 1414 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz