Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [5]
К урокам химии [2]
В этом разделе можно найти все необходимое для проведения уроков химии
К урокам биологии [4]
В этом разделе можно найти все необходимое для проведения уроков биологии.
Проектная деятельность [6]
Наши проекты
Экологическое образование [3]
Советы психолога [2]
Билеты по химии [1]
Билеты по биологии [1]
Мое портфолио [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Отчет по самообразовательной работе

ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

УЧИТЕЛЯ ХИМИИ И  БИОЛОГИИ

БЕШКОРЕВОЙ ЕВГЕНИИ МИХАЙЛОВНЫ

1. Тема самообразования: «Формирование экологической компетентности школьников посредством  исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время»

2.         Работа над темой начата в сентябре 2009 года.

3.         Работа над темой продолжается.

4.         Цель: Изучение экспериментально - исследовательской и проектной деятельности обучающихся и ее роли в процессе формирования экологической компетентности; воспитание потребности к расширению знаний, ответственности за состояние окружающей среды и стремление к конкретной деятельности по ее охране

5.         Гипотеза: Совершенствование экологического образования возможно, если одним из его направлений является приобщение обучающихся к научным исследованиям, способствующее развитию творческих способностей; повышению эффективности учебно-воспитательного процесса; совершенствование методики экологического образования, воспитания и просвещения; формированию экологической компетентности школьников. Критерием экологической    убежденности является способность личности к конкретным конструктивным действиям в области охраны и улучшения экологического состояния окружающей среды. Основой таких действий является умение анализировать      экологические ситуации, принимать по ним решения

6.  Задачи:

1. Разработка программ школьных экологических  исследований по следующим направлениям:

а) опытно-исследовательская работа на пришкольном участке;

б) эколого-краеведческие исследования по состоянию природных объектов и их отдельных компонентов;

в) экологический мониторинг состояния здоровья обучающихся МБОУ СОШ с. Б. Хомутец;

2. Разработка методических рекомендаций для учителей   естественного цикла по экологии и здоровому образу   жизни.

7.         Предполагаемый результат: Результаты самооценки уровня усвоения ЗУН в ходе проекта; результаты исследовательской культуры обучающихся; результативность участия обучающихся в олимпиадах и конкурсах; степень оценки влияния исследовательской проектной деятельности на качество знаний.

8.         Этапы работы:

I.         2009-2010гг.

1.         Изучение практического опыта состояния исследовательской деятельности в стране и в области;

2.         Определение основных направлений формирования экологической компетентности школьников; подбор тематики исследовательских проектов;

3.         Участие в районных научно-практических конференций школьников и слетов экологов;

4.         Подборка материалов по формированию экологической компетентности.

II.        2011-2015гг.

1. Разработка исследовательских программ и практических.

2.Разработка и апробирование исследовательской программы по изучению состояния здоровья школьников;

3. Создание организационной методической и материальной базы для экспериментальной исследовательской работы на базе кабинета №1 в МБОУ СОШ с. Б. Хомутец.

9. Практический выход в виде печатных и электронных изданий; отчет с приложениями в виде методических рекомендаций для педагогов; программы  непрерывного экологического образования и воспитания  школьников; образцов исследовательских проектов обучающихся; статей; разработок уроков и мероприятий.

10. Научно-методическая обеспеченность:

1. Ашихмина Т.Я.. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие. - М.: АГАР, 2000.

2. Мягких Т.П. Использование проектной технологии в экологических исследованиях школьников. / Проблемы экологического образования и воспитания в системе Наукограда: материалы международной научно-практической конференции/ под ред. В.Н.Яценко.- Мичуринск: МГПИ, 2005.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат – М., 2000

3. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся: Методическое пособие/Под общей редакцией О.В. Селивановой, гл. методиста – зав. Кабинетом биологии ТОИПКРО, 2006.- 129с.

4.СавенковА.И.Психология исследовательского поведения и исследовательские способности. Журнал “Исследовательская работа школьников”, № 2, 2003.

5. Сайт "Социальный маркетинг, ориентированный на сообщество" (Community Based Social Marketing) http://www.cbsm.com/

6. Сайт природного парка "Венский лес"http://www.green.tv/ http://www.vepsles.spb.ru

7. Сайт общественного экологического центра "Горелово" http://www.ecocentrgorelovo.narod.ru

8. Сайт кафедры Управления Экологической Безопасностью ГУУ http://www.ueb.narod.ru

9. Игнатова В.Ю. Развитие исследовательских компетенций обучающихся при экологизации курса биологии: Учебно-методическое пособие. – Тамбов: ТОИПКРО, 2008. – 119с.

Обоснование актуальности темы

В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречивых тенденций мире экологические проблемы приобрели глобальный масштаб. Они затрагивают самые основы цивилизации и во многом предопределяют возможности выживания человечества. К числу важнейших глобальных проблем относятся: рост численности населения Земли, обеспечение растущего населения продовольствием, защита здоровья людей от особо опасных заболеваний и негативных последствий научно-технического прогресса, обеспечение растущих потребностей мирового хозяйства в энергии и природных ресурсах, охрана природной среды от разрушительного антропогенного воздействия. Серьезными экологическими проблемами стали загрязнение биосферы, изменение физических, химических, биологических качеств планеты, изменение экосистем и ухудшение здоровья человека. Экологическая ситуация приобрела такую остроту, что возникла необходимость в скорейших действиях по сбережению жизни на Земле.

Основное противоречие эпохи, породившее эти проблемы, состоит в том, что человек все больше преодолевает непосредственную зависимость от стихии природных сил и одновременно укрепляет свои связи с природой, так как все больший круг веществ и энергии вовлекается в жизнедеятельность общества. Проявляется это в ускоренном темпе преобразования среды жизни и медленном темпе естественной эволюции; потенциальной беспредельности духовного прогресса человека на основе социальной программы и социального наследования и сравнительной ограниченности его физического изменения на базе генетической программы; беспредельности изменения природы и ограниченности биологических возможностей человека приспособиться к изменениям природной среды.

Необходимо предпринимать меры по защите окружающей среды от загрязнения (физического, химического, биологического) и от разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережению генофонда планеты. Это требует не только компетентных кадров, финансового обеспечения, но и изменения укоренившегося в сознании людей прагматического мышления. Необходима переориентация системы ценностей всех окружения. Особенно остро в сложившейся ситуации встала задача экологического образования, в частности, экологической компетентности школьников.

В резолюции Всероссийского съезда по охране природы, принятой 5 июня 1995 года, в качестве одного из важнейших условий успешного проведения экологической политики отмечено «создание системы всеобщего непрерывного и обязательного экологического образования, охватывающей весь процесс дошкольного, школьного и внешкольного воспитания».

Экологическое образование, воспитание и просвещение нельзя отрывать от других аспектов формирования личности, прежде всего общественно-политических, так как вопрос взаимодействия общества и природы является важнейшей мировоззренческой проблемой. В процессе формирования научного мировоззрения определяется место деятельности человека в системе общество – природа.

Признание приоритетности экологического образования требует конкретных путей его совершенствования. Это особенно актуально в наши дни, так как экологическая обстановка на нашей планете оставляет желать лучшего.

Актуальность и практическая значимость – связь с жизнью, изучение методик исследовательской деятельности, разработка учебных проектов, участие в работе лекторской группы, конференциях, работа, связанная с изучением экологической обстановки Добровского района, выявление источников антропогенного загрязнения окружающей среды, поиск путей решения экологических проблем. 

Формирование экологической компетентности осуществляется на базе  воспитания устойчивого интереса к химии, биологии и экологии. Эта деятельность позволит обучающимся более успешно ориентироваться в окружающей обстановке, обеспечить безопасность своей жизнедеятельности в современных условиях.

Систематическая научно-исследовательская работа – один из путей творческого восприятия современных наук. Исследовательская деятельность позволяет учащимся выйти в культурное пространство самоопределения. Она основывается на принципах проектирования, где исследовательский проект является движущей формой построения межличностного взаимодействия школьников и научного руководителя, в ходе которого происходит трансляция культурных ценностей научного сообщества. Исследования обучающихся завершаются письменной работой, в которой подводятся итоги, делаются выводы, предложения. Образование становится продуктивным, так как имеет реальный выход в законченной и оформленной исследовательской работе.  Старшеклассники оформляют работы в виде исследовательских работ, отчетов об экскурсиях и походах.

Одним из требований, предъявляемых высшей школой и самой жизнью к выпускникам средней школы, является самостоятельность и оригинальность мышления, умение объяснить наблюдаемые явления, основываясь на знаниях основных закономерностей развития живой природы. Развитию мышления, целенаправленного научного поиска способствует исследовательская деятельность, которая, в широком смысле, «обеспечивает адаптацию организма к динамичному внешнему окружению и в конечном итоге является гарантией выживания данного организма и вида в целом».

Привлекая школьников к исследованиям, прежде всего, базируюсь на их интересах. Все, что изучается, становится для ученика личностно значимым, повышая его интерес и уровень знаний. Предлагаемые темы и рекомендуемые методы исследования не превышают его психолого-физиологические возможности. Исследовательская деятельность вызывает желание работать, а не отталкивает сложностью и непонятностью. На базе знаний и умений, полученных в результате исследовательской деятельности, выявлены межпредметные связи экологии с другими дисциплинами, с помощью которых необходимо сформировать у обучающихся естественно - научную концепцию современного мироздания, как единого целого.

Результаты работы

Экологическое направление содержания образования в целом является ведущим фактором работы нашей школы.

В школе есть кабинет химии, кабинет №1, для которого составлен паспорт, есть план работы кабинета, постоянно обновляются стенды, пополняется оборудование. Разработано и проведено большое число мероприятий по экологической тематике с привлечением исследований учащихся, в которых использовались краеведческие данные, на уроках решаются задачи с экологическим содержанием.

Накопленный опыт по данной тематике позволил мне проводить экспериментальную и исследовательскую работу в области экологизации обучения и воспитания. Наша школа на протяжении многих лет работает над проблемами формирования экологических компетенций учащихся.

Многие учебные курсы экологизированы. На уроках русского языка, литературы, физики, химии, биологии, истории, географии используются тексты, задачи, практические работы, дополнительный материал экологического содержания. У учащихся 4 класса ведутся внеурочные занятия по теме «Мои первые исследования». Учащиеся 10 класса посещают кружок «Юный химик-эколог».  Курс биологии по сравнению с другими дисциплинами отличается большей степенью экологизации. Этот предмет рассматривает проблемы окружающей среды глубоко, расширенно, непрерывно, на трех уровнях: глобальном, региональном, локальном.

Результатом данной деятельности является:

- ежегодная позитивная динамика уровня обученности и качества знаний учащихся;

- победителей и призеров научно – практических конференций и конкурсов.

- участие в работе районных методических семинаров, экологических конференций, 

- пропаганде экологических знаний и этики среди учащихся.

Результативность участия в олимпиадах:

- 2008 - 2009 учебный год  2 место  биология (9 класс)

- 2009 – 2010 учебный год 1 место экология (9 класс)

- 2009 – 2010 учебный год 1 место экология (10 класс)

Участие в конференциях и конкурсах:

-  2009 г. -  Сизинцева Татьяна (9 класс) - участница районной научно-практической конференции с исследовательским проектом: «Какую воду мы пьем?»

-  2012 г.  – Амирах Анжела (11 класса) – лауреат I степени III межрайонной эколого-биологической конференции ученических исследовательских работ  «ЭКО-БИ».

 - 2013 г. – Покиов Данила (8 класс) – победитель IV межрайонной эколого-биологической конференции ученических исследовательских работ  «ЭКО-БИ», посвященной Году охраны окружающей среды в номинации «Экология».

- 2013 г. – Покидов Данила (8 класс) – призер (2 место) районной НПК исследовательских работ, посвященной Году охраны окружающей среды.

- 2013 г. – Плешкова Екатерина (8 класс) – призер (3 место) во  Всероссийском конкурсе «Весна без огня», в номинации лучшее электронное письмо президенту за полный запрет травяных палов.

- 2014 г. – Покидов Данила (9 класс) – победитель районной проектно-исследовательской работы.

- 2014 г. – Плешкова Екатерина (9 класс) – победитель районной проектно-исследовательской работы.

- 2014 г. – Покидов Данила (9 класс) – лауреат I степени в областной НПК ЭКО-БИ.

- 2014 г. – Плешкова Екатерина (9 класс) – лауреат I степени в областной НПК ЭКО-БИ.

   Наличие наград:

  1. Грамота Отдела народного образования администрации Добровского района «За подготовку призера районной олимпиады по биологии», 2009 г.
  2. Благодарственное письмо Липецкого областного отделения общественной организации «Всероссийское общество охраны природы» «За активную творческую педагогическую деятельность, личный вклад в развитие и совершенствование экологического образования и воспитания учащихся», 2009г.
  3. Грамота Отдела народного образования администрации Добровского  района «За активную творческую педагогическую деятельность и совершенствование преподавания предметов», 2009 г.
  4. Грамота Отдела народного образования администрации Добровского муниципального района «За творческое отношение к работе, любовь к детям и профессии в связи с профессиональным праздником», 2009 г.
  5. Грамота Отдела народного образования администрации Добровского муниципального района «За активное участие в районном конкурсе юных экологов, посвященного 65-летию Великой Победы и ВОВ», 2010г.
  6. Сертификат участника областного конкурса сценариев уроков и внеклассных мероприятий по биологии, посвященного 200-летию Н.И. Пирогова, 2010г.
  7. Диплом победителя во всероссийском конкурсе учителей физики, математики, химии и биологии в номинации «Молодой учитель», 2010г.
  8. Благодарственное письмо липецкого областного совета депутатов и администрации Липецкой области «За активное участие в общественной жизни области и большой вклад в реализацию государственной молодежной политики в регионе», 2010г.
  9.  Свидетельство о занесении на Доску Почета Добровского муниципального района Липецкой области «Наша смена», 2010г.
  10.  Сертификат «За участие в областном конкурсе  на лучший Интернет-сайт, блог или Вики-страничку учителей химии, биологии, физики и математики»., 2012 г.
  11.  Грамота «За подготовку лауреата II степени межрегиональной НПК «ЭКО-БИ»», 2012 г.
  12.  Грамота «За подготовку победителя межрегиональной НПК «ЭКО-БИ»», 2013 г.
  13.  Грамота «За подготовку призера районной НПК исследовательских работ,  посвященных Году охраны окружающей среды», 2013 г.
  14.  Грамота «За подготовку участника Всероссийского конкурса «Весна без огня», занявшего 3 место в номинации лучшее электронное письмо президенту за полный запрет травяных палов», 2013 г.
  15.  Сертификат межрегиональной заочной научно-практической конференции «Формирование экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни в рамках требований ФГОС и ФГТ», 2012 г.
  16.  Благодарственное письмо за подготовку Лауреатов I степени в областной НПК ЭКО-БИ, 2014г.
  17.  Грамота за подготовку победителей районной НПК проектно-исследовательских работ, 2014 г.

Наиболее эффективно формированию интеллектуально-нравственной культуры личности учащихся способствует деятельный подход к обучению, когда ребенок ведет поиск информации и выступает в роли исследователя, а не пассивного слушателя. Самостоятельная исследовательская деятельность позволяет ученику не только овладеть необходимыми знаниями и умениями для познания окружающего мира, но и формирует мировоззрение и активную жизненную позицию. Самостоятельно изучая выбранный объект, или проблему, учащийся приобретает интерес не только к предмету исследования, но и к самому процессу познания.

Организуя исследовательскую деятельность учащихся, исхожу из того, что изучаемый объект или проблема должны рассматриваться с различных сторон, с позиций разных наук и во взаимосвязи с окружающим миром. Интеграция таких наук, как биология, экология, химия, дает возможность взглянуть на объект через призму различных дисциплин. Такой подход важен для целостного восприятия природного объекта и лежит в основе законов познания.

Современная действительность требует воспитания в молодых людях активного отношения к проблемам окружающей среды и экологической компетентности. Формированию такой позиции наилучшим образом способствует исследовательская деятельность учащихся. Школьники изучают не просто объекты, явления, а анализируют связи между явлениями, их взаимозависимость.

Исследовательская деятельность дает уникальную возможность превратить пассивного созерцателя в активного творца. Благодаря исследовательской работе, ученик входит в культуру взрослых. Подросток выступает не как объект процесса присвоения культуры, а как субъект и активный участник реальности. Мышление подростка на уровне формальных операций требует способности формулировать, проверять и оценивать гипотезы, то есть оно потенциально готово к научному познанию окружающего мира и себя в этом мире.

Научная работа с ученической скамьи поможет воспитать выпускника интеллигентного и образованного, является важным фактором при подготовке в ВУЗ, в выборе профессии. Выигрывает выпускник т.к. он приобретает знания навыки, которые пригодятся всю жизнь, в какой отрасли он бы не работал: это самостоятельность суждений, умения концентрироваться постоянно обогащать свои запас знаний, умение целенаправленно и вдумчиво работать. Общество получает достойного гражданина, который обладая вышеперечисленными качествами, сможет эффективно решать задачи поставленные перед ним.

Вся информация о деятельности научного общества размещается на персональном сайте. Он постоянно обновляется.   

Конечно, победы на конкурсах, олимпиадах – это хорошо: они стимулируют здоровую конкуренцию, развивают лидерские качества, но главное – это воспитание в современных условиях гуманного, доброго, ответственного за свои поступки, социально адаптированного человека.

 

Эффективность опыта. Изначально заданный высокий уровень предъявления материала, его информационная емкость, позволяют осуществить эвристические пробы и сформировать практическую деятельность для развития эрудиции, экологической и общей культуры личности.

Результативность. В работе прослеживается ежегодная позитивная динамика уровня обученности и качества знаний учащихся. Наблюдается тенденция к увеличению численности участников предметных олимпиад школьного, муниципального, зонального уровней. Результативность проводимой в школе работы по экологическому образованию и воспитанию учащихся отображает мониторинг участия в олимпиадах и конференциях.

Какую бы впоследствии профессию не выбрали бы наши ребята, они навсегда сохранят в своей душе любовь к родному краю, бережное отношение к природе.
Очень хочется видеть своих продолжателей не просто умными, грамотными людьми, но и неравнодушными, активными, гуманными.

Категория: Мои статьи | Добавил: Химичка (03.07.2015)
Просмотров: 2278 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz