Технологическая карта по теме: «Цветок его строение»
Предмет: биология.
Класс: 6
Автор УМК: И.Н. Пономарева.
Тема урока: Цветок его строение.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цели урока: продолжить формировать у учащихся знания о цветке как генеративном органе покрытосеменных растений; познакомить учащихся со строением цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать определение однополых и обоеполых цветках, однодомных и двудомных растениях; развивать логическое мышление обучающихся, умение формулировать проблему урока, делать выводы.
Формы работы: слово учителя, лабораторная работа, выступления с результатами своей познавательной деятельности, общее обсуждение
проблемных заданий, проверка усвоения новых знаний.
Методы обучения: проблемного обучения, частично-поисковой, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный.
Задачи: формирование умений работать с натуральными объектами, сравнивать их, делать выводы, стимулировать развитие познавательного процесса, продолжить работу по развитию интеллектуальных умений учащихся; развивать внимание и логическое мышление.
Оборудование: модель цветка, гербарии цветущих растений, таблицы «Однодомные и двудомные растения», «Растения с простым и сложным околоцветником».
Содержание урока:
Этапы урока
|
Содержание учебного материала. Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Формирование УУД
|
Этап 1.
определение
потребностей и мотивов
обучающихся к учебной
деятельности.
|
Приветствие учеников.
Актуализация знаний.
Учитель вызывает к доске 3 учеников и дает им индивидуальные задания по карточкам.
Ответьте на вопросы:
- Какие органы растения называются вегетативными?
- Какие органы называют генеративными?
- Что такое размножение?
- Какие виды размножения мы знаем?
- Что называют половым размножение?
- Какие органы цветкового растения относятся к генеративным?
|
Приветствуют учителя.
Работа по карточкам.
Фронтальная беседа с учителем.
Ученики отвечают на поставленные вопросы.
|
Регулятивные действия
(целеполагание,),
познавательные (осознанное
построение речевого
высказывания),
коммуникативные
(планирование учебного
сотрудничества, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи).
|
Этап 2. Принятие учебных целей и условий их достижения.
|
Цветы вызывают в человеке такие чувства как радость, восхищение, восторг, потому что они красивые, нежные, хрупкие. Цветы – это чудо природы. Даря друг другу цветы, люди выражают свои чувства: любовь, уважение, признательность, почтение. Цветы всегда вдохновляли художников, поэтов, музыкантов. Проникновенно писали о цветах поэты.
Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «цветок», его строением и значением.
Вопрос:
- У всех ли растений образуются цветки?
- Какие растения называются цветковыми?
- Все ли цветковые растения цветут регулярно?
- Какие растения цветут только один раз в жизни?
- Какова основная функция цветка?
- Каким органов в связи с выполняемыми функциями является цветок?
- Что на сегодняшнем уроке мы будем изучать?
|
Отвечают на вопросы.
Записывают тему урока.
|
Регулятивные действия
(прогнозирование),
познавательные (умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме), логические (выдвижение гипотез),
коммуникативные
(планирование учебного
сотрудничества)
|
Этап 3. Сбор данных и
их анализ для решения
проблемного вопроса,
формулирование выводов.
|
При изучении нового материала объясняю строение цветка на конкретном растении- дикой редьки, собираю модель цветка на классной доске, демонстрирую таблицу, раздаю соцветия дикой редьки.
Записываем определения основных частей цветка: околоцветник, тычинки, пестик, чашечка, чашелистики.
Ввожу понятия однодомные и двудомные цветки, простой и сложный околоцветник, мужские и женские цветки.
Провожу небольшую лабораторную работу по рассматриванию частей цветка. В результате ученики усваивают в готовом виде минимум опорных знаний (название и расположение частей цветка, их отличительные признаки).
Далее, показываю другое растение, цветок которого имеет более сложное строение – петунию, и задаю вопросы: 1. Как называется это растение?
2. Кто из вас видел его раньше?
3. Для чего его выращивают?
Выяснив эти проблемы, ставлю учебную проблему:
“Теперь нужно узнать, каково строение цветка петунии: такое же, как у дикой редьки, или иное?
Кто как думает?” Если учащиеся затрудняются дать ответы, можно задать вспомогательные вопросы: “Что общего в строении цветка дикой редьки и петунии?
Чем различаются цветки этих растений?
Из каких частей состоит цветок петунии?
Есть ли в нём чашечка, венчик, тычинки, пестик?
Сколько их?
Как это установить?”
Выслушав мнения учащихся, даю проблемное задание для лабораторной работы: внимательно рассмотреть и расчленить цветок петунии, узнать его строение и подготовить устный ответ на следующие вопросы:
- Каково строение цветка петунии?
- Что общего в строении цветка редьки и петунии?
- Чем различаются цветки этих растений по строению?
|
Записывают определения.
Записывают схемы.
Выполняют ЛР.
Отвечают на вопросы.
Рассматривают цветок петунии. Отвечают на вопросы.
Выполняют ЛР.
После выполнения работы учащиеся отвечают на вопросы, рассказывают о том, что сами узнали, характеризуют форму, окраску и расположение частей цветка. В заключение один из учащихся рассказывает о строении цветка.
|
Регулятивные действия
(оценка, волевая саморегуляция), познавательные
(умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, извлечение необходимой информации), логические
(анализ объектов,
установление причинно
- следственных связей,
построение логической цепи рассуждений),
коммуникативные (постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической речью)
|
Этап 4: итоговый
самоконтроль и самооценка
(рефлексивное осмысление и самопознание).
|
Задание на закрепление.
Соберите модель: тычиночного цветка; пестичного; цветка с простым околоцветником; двойным.
|
Выходят к доске желающие и собирают цветок, называя основные части.
|
Регулятивные действия
(коррекция, оценка),
познавательные (контроль и оценка результатов
деятельности).
|
Этап 5. Домашнее задание
|
Творческое задание (учащиеся выбирают задания сами):
А) сделайте аппликацию цветка;
Б) составить кроссворд о цветках;
В) сочинить сказку о цветах;
Г) найти интересную информацию о цветках.
|
Записывают Д.З.
|
|
Приложение 1.
Карточки с индивидуальными заданиями.
Карточка 1
- Дайте определение: вегетативное размножение.
- Приведите примеры природного вегетативного размножения. Для каких растений характерен этот способ размножения?
- Дайте подробное описание размножения корневыми черенками. Какие растения размножаются таким способом?
Карточка 2
- Дайте определение: вегетативные органы.
- Перечислите способы вегетативного размножения растений, используемые человеком, но так же встречающиеся в природе.
- Дайте подробное описание размножения растений прививкой. Какие растения размножаются таким способом?
Карточка 3
- Дайте определение: генеративные органы.
- Перечислите способы вегетативного размножения растения, которые использует человек и которые при этом отсутствуют в природе.
- Дайте подробное описание размножения культурой тканей. Какие растения размножаются таким способом?
|