Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [5]
К урокам химии [2]
В этом разделе можно найти все необходимое для проведения уроков химии
К урокам биологии [4]
В этом разделе можно найти все необходимое для проведения уроков биологии.
Проектная деятельность [6]
Наши проекты
Экологическое образование [3]
Советы психолога [2]
Билеты по химии [1]
Билеты по биологии [1]
Мое портфолио [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » К урокам биологии

Технологическая карта по теме "Рептилии"

Бешкорева Евгения Михайловна учитель химии и биологии МБОУ СОШ с. Б. Хомутец Добровского района

 

Технологическая карта по теме: «Класс Пресмыкающиеся. Местообитания, образ жизни, внешнее строение»

 

Предмет: биология.

Класс: 7  

Автор УМК: И.Н. Пономарева.

Тема урока: Класс Пресмыкающиеся. Местообитания, образ жизни, внешнее строение.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели урока: раскрыть особенности внешнего строения пресмыкающихся, связанные с наземным образом жизни, показать черты усложнения в их организации по сравнению с земноводными; совершенствовать умения распознавать изученные виды пресмыкающихся на рисунках, сравнивать их между собой и земноводными, составлять общую характеристику класса.

Формы работы: слово учителя, фронтальная и групповая работа, выступления с результатами своей познавательной деятельности, общее обсуждение

проблемных заданий, проверка усвоения новых знаний с помощью решения биологических задач.

Методы обучения: репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа с текстом), проблемный метод (при решении проблемных заданий).

Задачи: дополнить знания учащихся о пресмыкающихся, их значении в природе и жизни человека;  развивать внимание и логическое мышление.

Оборудование: наглядные карточки, мультимедиа, приложения с дополнительным материалом.

 

 

 

 

 

 

Содержание урока:

 

Этапы урока

Содержание учебного материала. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Этап 1. 

определение

потребностей и мотивов

обучающихся к учебной

деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приветствие класса.

Создание проблемной ситуации.

Раньше зоологи не видели существенных различий между этими животными и земноводными и всегда относили их к одной группе, объединяя под разными именами. Чаще всего они фигурировали под названием «гадов». Были попытки разделить гадов на 2 отдельных класса – на «голокожных», или голых гадов и гадов «твердокожных». Карл линей, характеризуя свой «класс гадов»: «кровь холодная, дыхание легочное», отметил тем самым их близость в биологическом отношении.

Вопросы.

-Кто же они?

-Почему их объединяли в одну группу «гады» вместе с земноводными?

-Что значит «кровь холодная, дыхание легочное»?

 

Учитель дополняет ответы учеников.

Это пресмыкающиеся. «Гадами» их могли называть за их внешний вид, который вызывал у многих отвращение. Вспомним земноводных, «отравленных, ужасных, противных, вредных». Кровь холодная – это значит, что все «гады» деятельны только в теплое время года, а слова «легочное дыхание» характеризуют животных, ведущих наземное существование.

Необычность поведения, странная внешность, нередко ядовитость – все это сделало, как нам известно, жаб, лягушек, саламандр атрибутами колдовства.

 

Посмотрим на внешний вид гадов.

На доске вывешиваются изображения. Приложение 1. Найди лишнего

 

Вопросы классу:

-Все ли из изображенных животных относятся к пресмыкающимся?

- Кто такие пресмыкающиеся? Почему они получили такое название?

Вводится новый термин рептилии -ползающая.

Записывается тема урока.

Приветствуют учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики высказывают свои предположения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривают представителей пресмыкающихся и земноводных.

 

Высказываю свои предположения.

 

Обучающиеся формулируют проблему.

Проблема:  Какие особенности образа жизни и строения позволили пресмыкающимся стать настоящими сухопутными животными?

 

Формируют цель и задачи урока.

Регулятивные действия

(целеполагание, прогнозирование),

познавательные (осознанное

построение речевого

высказывания,

самостоятельное выделение и формулирование

познавательной цели, смысловое чтение, восприятие текста),

логические (построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование), коммуникативные

(планирование учебного

сотрудничества, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи).

 

Этап 2. Принятие учебных целей и условий их достижения.

 

 

 

Вопрос:

Ребята, а какие

знания о рептилиях  нам

понадобятся для решения этой

проблемы?

Ответ: знания о местах обитания, особенности поведение, внешнее строение.

 

Регулятивные действия

(прогнозирование),

познавательные (умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме), логические (выдвижение гипотез),

коммуникативные

(планирование учебного

сотрудничества)

 

Этап 3. Сбор данных и

их  анализ для решения

проблемного вопроса,

формулирование выводов.

 

В настоящее время на Земле насчитывается около 6000 видов рептилий. Ныне живущих пресмыкающихся делят на 4 отряда: Чешуйчатые, Крокодилы, Черепахи и Клювоголовые.

 

Предлагает разделится на 4 группы и ответить на вопрос.

Вопрос классу:

- В каких климатических зонах и в каких условиях живут эти животные?

 

- Какой признак, отражающий среду обитания этих животных, можно сформулировать?

 

- Как передвигаются эти животные в наземной среде?

Учитель изображает на доске схемы расположения конечностей земноводных и пресмыкающихся.

 

       
   
 

 

 

 

 

Земноводные            Пресмыкающиеся

 

Вопрос классу:

-Что изображено на рисунке?

 

 

 

 

Учитель предлагает работу с текстом «Кожаные доспехи». Приложение 4.

Вопрос:

-какое приспособление описано в данном тексте для жизни на земле?

- подберите эпитеты, характеризующие кожу пресмыкающихся.

 

 

Учитель демонстрирует выползок змеи и задает вопрос:

- что это?

- что такое линька и какое значение в жизни животного она имеет?

Ответить на эти вопросы мы сможем посмотрев видеосюжет «Линька питона»

 

 

 

 

 

Учитель отмечает, что есть еще один признак, о котором на уроке не говорилось. Найдите его, используя текс параграфа в учебнике.

 

 

 

 

Дописать в таблице не достающие элементы. Самопроверка.     Приложение 2.

 

 

Работа с текстом Приложение 3. Среда обитания и климатические условия пресмыкающихся.

Представитель от группы выступает с сообщением.

 

Отвечают на вопрос.

Запись в тетрадь: Пресмыкающиеся, как правило, являются сухопутными животными, т.е. ведут наземный образ жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выявляют особенности и формируют следующий признак, запись в тетрадь: короткие конечности пресмыкающихся, расположенные по бокам туловища, не поднимают тело высоко над землей и оно волочится по земле.

 

 

Отвечают: чтобы защитить тело от испарения, рептилии прикрылись чешуей, кожа их более толстая и твердая, шершавая на ощупь.

 

Запись в тетрадь: кожа сухая, практически не имеет желез, покрыта роговыми чешуями.

 

 

 

 

 

 

 

Запись в тетрадь: для пресмыкающихся характерна линька; рост организма происходит во время линьки.

 

Работа с текстом учебника.

 

Запись в тетрадь: глаза пресмыкающихся имеют веки, защищающие глаза от повреждений.

Регулятивные действия

(оценка, волевая саморегуляция), познавательные

(умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, извлечение необходимой информации), логические

(анализ объектов,

установление причинно

- следственных связей,

построение логической цепи рассуждений),

коммуникативные (постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической речью, сотрудничество с учителем и сверстниками)

 

Этап 4: итоговый

самоконтроль и самооценка

(рефлексивное осмысление и  самопознание).

 

В качестве  закрепления учитель предлагает  группам решить биологические задачи.

 

Биологические задачи:

  1. Ящерицы, змеи, черепахи могут поворачивать голову в сторону, опускать её вниз и поднимать вверх. В связи с чем они могут “вертеть” головой?

2. “И началась охота. Уж смотрел на лягушку немигающим гипнотическим взглядом, а та как околдованная сидела на месте, ожидая своей участи …”. Объясните описанное с биологической точки зрения.

3. “Жало” змеи – правильно ли такое выражение? Ответ поясните.

4. Можно ли ящерицу дёргать за хвост?

 

Регулятивные действия

(коррекция, оценка),

познавательные (контроль и оценка результатов

деятельности).

 

Этап 5. Домашнее задание

§ 40 Задание самым любознательным: узнать интересные факты из жизни пресмыкающихся.

 

 

 

Категория: К урокам биологии | Добавил: Химичка (26.01.2015)
Просмотров: 1956 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz